19 марта во Владивостоке заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев провел заседание подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Первым рассматривался вопрос реализации законодательства об инвестиционных квотах на добычу водных биоресурсов. «На Дальнем Востоке отобраны 14 проектов по строительству заводов с объемом инвестиций 15 млрд рублей и 18 проектов по строительству судов для промысла с объемом инвестиций 94 млрд рублей. По предварительной оценке, не все механизмы работают достаточно прозрачно», – сказал Юрий Трутнев. По мнению вице-премьера, замечания носят «не принципиальный, но весьма важный характер». В частности, они связаны с процедурой приемки предприятий, которая требует усовершенствования.
«Второй вопрос – какие меры надо предпринять для того, чтобы рыбопромысловые суда строились на Дальнем Востоке, верфи у нас есть, но не используются. Нужно все-таки, чтобы часть инвестиционных денег помогали развивать Дальний Восток», – указал вице-премьер. Как сообщил заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, по итогам прошедших двух этапов кампании заключены 33 договора на закрепление инвестиционных квот под строительство судов, из которых 9 – для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна и 24 – для Северного рыбохозяйственного бассейна; подписаны договоры по созданию 8 перерабатывающих предприятий на Севере и 13 – на Дальнем Востоке.
В январе 2019 года завершился прием заявлений 3-го этапа кампании по распределению инвестиционных квот. На рассмотрение рабочей группы поступили 11 проектов по строительству 9 судов для Дальневосточного и 2 – для Северного рыбохозяйственного бассейна, и 7 проектов по строительству заводов (6 – для Северного и 1 – для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна). Объем дополнительных инвестиций составил более 58 млрд рублей. В марте 2019 года стартовал 4 этап заявочной кампании, в рамках которого будут распределены доли квоты добычи донно-пищевых видов рыб.
Руководитель Росрыболовства отметил, что в ходе реализации инвесторы сталкиваются с необходимостью внесения изменений в одобренные инвестиционные проекты, в том числе с заменой либо приобретением дополнительного оборудования, установкой дополнительных производственных линий, заменой земельного участка или подрядчика и т.д. Действующими нормативными правовыми актами предусмотрена возможность модернизации уже построенных объектов инвестиций и не допускаются изменения на стадии реализации, хотя в большинстве случаев их необходимость обусловлена объективными обстоятельствами, не зависящими от инвесторов. В связи с этим Росрыболовство готовит поправки в нормативную базу, регулирующую предоставление и выделение инвестиционных квот.
Одновременно существуют сложности с приемкой реализованных объектов инвестиций. Руководитель Росрыболовства рассказал о ситуации, сложившейся при сдаче новых заводов ООО «Витязь-Авто» и ООО «Укинский лиман» на Дальнем Востоке. При выездной проверке предприятия находились в консервации. Кроме того, на заводах не в полном объеме установлено заявленное в инвестиционных проектах оборудование. «Необходима доработка порядка проведения контроля исполнения инвестиционных проектов, то есть нужно вносить изменения в постановления Правительства, касающиеся реализации инвестиционного проекта и оценки соответствия введенного в эксплуатацию объекта инвестиций изначально заявленным характеристикам», – отметил Илья Шестаков.
Глава Росрыболовства сообщил также, что в рамках кампании распределения инвестквот невостребованными остались объемы на донно-пищевые виды рыб, добыча которых осуществляется средне- и малотоннажными судами, что связано с удаленностью районов промысла данных водных биоресурсов. При этом строительство именно данных типов судов возможно на верфях Дальнего Востока. Чтобы усилить интерес к обновлению мало- и среднетоннажного флота, в Росрыболовстве прорабатывается вопрос увеличения размера квот добычи донно-пищевых вид рыб (для среднетоннажного судна – не менее 3,5 тысяч тонн в год, для малотоннажного судна – не менее 1 тысячи тонн в год), а также возможность расширения перечня объектов промысла, выделяемых на инвестиционные цели. По оценкам Росрыболовства, на Дальнем Востоке в ближайшие годы необходимо будет ввести в строй более 150 новых судов различных типов. «Инвестиционные квоты не безграничны, и это определяет необходимость создавать для рыбаков дополнительную мотивацию вкладывать средства в строительство новых судов», – полагает Илья Шестаков.
Дополнительной действенной мерой господдержки может стать разрабатываемая Минпромторгом России совместно с Минсельхозом России и Росрыболовством программа субсидирования до 30% от стоимости строительства судна, чтобы стимулировать обновление флота, занятого на промысле малоценных водных биоресурсов и неквотируемых видов. Изначально мера предназначалась для Балтийского, Азовского, Черного и Каспийского морей, но, учитывая востребованность инструмента, Росрыболовство будет рекомендовать Минпромторгу России распространить ее действие и на Дальний Восток для замены устаревшего малотоннажного флота (МРС), строительства среднетоннажных универсальных судов для лова некоторых пелагических пород рыб (в основном иваси), а также транспортных судов-рефрижераторов. Заинтересованность рыбаков в строительстве 45 судов таких типов подтверждена на заседании Рабочей группы по строительству рыбопромыслового флота на российских предприятиях, состоявшимся во Владивостоке 6 марта. Готовность участвовать в программе подтвердили Амурский и Хабаровский судостроительные заводы, а также Судостроительный завод им. Октябрьской революции (г. Благовещенск). Заказы на транспортные рефрижераторы могут быть размещены на судостроительном заводе «Звезда».
По итогам обсуждения Юрий Трутнев обязал Минсельхоз, Росрыболовство, Минпромторг и Минвостокразвития представить в Правительство России проект нормативного правового акта о внесении изменений в акты Правительства России, регламентирующие порядок контроля реализации проектов и приемки ввода в эксплуатацию объектов инвестиций; определить порядок внесения изменений в проектную документацию; уточнить порядок продления срока реализации проекта в связи с модернизацией объекта инвестиций.
Минсельхозу, Росрыболовству, Минпромторгу, Минвостокразвития и АНО АПИ поручено представить в Правительство России проекты нормативных правовых актов, предусматривающих увеличение доли инвестиционных квот, закрепляемых за инвестором при строительстве средне- и малотоннажных рыбопромысловых судов с учетом потребностей дальневосточных рыбопромышленных компаний. Отдельное поручение касалось проведения крабовых аукционов, а именно Росрыболовство, Минпромторг России, Минвостокразвития России поручено определить сроки проведения аукционов и строительство краболовных судов с учетом динамики модернизации действующих и создания новых судостроительных верфей на Дальнем Востоке.
Речь также зашла о хозяйственной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства) в границах региональных памятников природы на объектах внутренних морских вод залива Петра Великого в Японском море (Приморский край), где действует режим охраны памятников природы. Руководитель Росрыболовства обратил внимание на то, что в заливе Петра Великого около 85 тыс. га занимают особо охраняемые природные территории. По большей части – это памятники природы регионального значения, находящиеся в ведении органов государственной власти Приморского края. Вместе с тем, такие территории представляются наиболее перспективными в плане развития марикультуры, в первую очередь, выращивания моллюсков.
Заключения академической и отраслевой науки подтверждают, что пастбищное рыбоводство не наносит ущерба окружающей среде и водным биоресурсам в границах данных памятников природы, не налагают избыточную нагрузку на акватории и, тем более, не приводят к деградации природных экосистем в районе размещения рыбоводных участков.
«Позиция губернаторов: «Этим можно заниматься». С Минприроды России мы ситуацию тоже обсуждали. Есть поручение усовершенствовать режим данных территорий, причем регулирование должно происходить внутри субъекта», – проинформировал Юрий Трутнев. По итогам заседания Администрация Приморского края направит в Минприроды России проект нормативного акта по внесению изменений в режим ООПТ. Вице-премьер обязал ведомство рассмотреть документ в ближайшее время.
Источник: Пресс-служба Росрыболовства