Минтай – доступная по цене и очень полезная для здоровья рыба, имеющая богатый витаминно-минеральный состав.
Районы промысла минтая относятся к экологически чистым холодноводным акваториям, практически не затронутым человеческой деятельностью. За рубежом спрос на минтай продолжает расти, однако, судя по показателям внутреннего потребления, в России эта рыба семейства тресковых явно пока остается недооцененной. Почему так происходит?
Есть несколько причин, почему минтай в нашей стране не пользуется большой популярностью. Однако, по мнению экспертов отрасли, одна из основных проблем связана со степенью «раскрученности» продукта и конкурентной борьбы. Молодое поколение больше знает и любит семгу, так как в свое время Норвегия приложила колоссальные усилия для создания бренда и завоевала место на прилавках во многих странах, в том числе в России. Взрослое поколение также почти не покупает минтай – сохраняются стереотипы советского прошлого, когда эту рыбу покупали чаще на корм для кошек. Эта рыба считалась чуть ли не сорной, и, по сути, с тех времен отношение к минтаю не сильно изменилось.
На репутации этой рыбы также сказался массированный импорт низкокачественного филе второй заморозки из Китая. Продукт действительно был на 20–30% «накачан» полифосфатами и глазурью. Это делалось для того, чтобы за счет такой «добавки» получать дополнительную прибыль. Покупатель, приобретая подобный «товар», получал негативный опыт, поэтому формировалось превратное общественное мнение о минтае в целом. Вместе с тем, существует и другая проблема, связанная со спецификой промысла с дальнейшей заморозкой рыбы, ведь на пути к потребителю продукция проходит через различные манипуляции (размораживается, фасуется), что может приводить к некоторой потере качества конечного продукта.
«В 2016 году ВЦИОМ провел исследование среди российских потребителей рыбы. Так, 23% опрошенных отметили низкое качество минтая на полках, но при этом 38% указали, что ценят и покупают минтай именно из-за его вкусовых качеств. Это подтверждает, что вопросы к качеству продукции на полках магазинов есть», – признает Алексей Буглак, вице-президент Ассоциации добытчиков минтая. Тем не менее, в настоящее время проблемы, связанные с доставкой дальневосточной рыбы в центральные регионы, активно решаются.
«Качество продукта растет. Суда оборудуют филетировочными установками, бортовая переработка и шоковая заморозка позволяют максимально сохранить качество свежепойманной рыбы. Программа по обновлению флота и, в частности, строительство судов с современными перерабатывающими фабриками позволяют нарастить производство такой продукции. При соблюдении условий транспортировки и отсутствии нарушений температурного режима рыба попадет на стол потребителя в лучшем виде», – уверен Василий Соколов. Кроме того, разрабатываются новые подходы к хранению и логистике рыбы. К примеру, Росрыболовством совместно с ОАО «РЖД» была создана рабочая группа, занятая решением проблем перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока.
«Мы также возлагаем большие надежды на подготовленные Минтрансом изменения в Правила перевозки скоропортящихся грузов, которые призваны гарантировать еще более высокое качество продукции, и ждем их скорейшего вступления в силу. Помимо железной дороги используется и автотранспорт, развивается система контейнерных перевозок, что также повышает мобильность и качество транспортировки», – развивает тему замглавы Росрыболовства. Кроме того, в 2019 году организуются поставки Северным морским путем и прорабатывается программа модернизации холодильных и приемных мощностей в морских рыбных портах.
Имидж минтая также пытаются улучшить: «Мы работаем с розничными операторами и предприятиями общественного питания для популяризации минтая в частности и русской рыбы в целом. Усилия прикладывают, в том числе и сами рыбопромышленники. Наращивается выпуск филе и фарша высокого качества, порционной фасовки, в упаковке, для розницы и, следовательно, для конечного потребителя. Популяризация минтая входит как значимая составляющая в программу «Русская рыба», – делится Василий Соколов.
Активную работу, направленную на продвижение минтая на российском рынке, проводят и в Ассоциации добытчиков минтая. «Мы хотим изменить мнение потребителей о минтае, рассказать о преимуществах этой уникальной рыбы из семейства тресковых, добываемой в холодных водах дальневосточных морей, как об отличном источнике дикого белка. «Полезно, вкусно, качественно и недорого» – именно таким можно было бы сделать слоган для минтая. И когда большинство россиян смогут оценить вкус минтая морской заморозки, наверняка у этой рыбы появится больше поклонников», – полагает Алексей Буглак.
Источник: Роскачество