На территорию Арктической зоны предлагается распространить дальневосточный режим свободного порта — такой законопроект разработан Минвостокразвития.
Это первая инициатива ведомства по регулированию Арктической зоны, вверенной ему еще в начале года. Ключевые обещания инвесторам — предоставление налоговых льгот, которые должны быть детально проработаны уже в поправках к Налоговому кодексу.
Минвостокразвития, получившее в свое ведение Арктическую зону еще в начале года, приступило к регулированию новой темы: в преддверии Арктического форума ведомство опубликовало на regulation.gov.ru в пятницу рамочный законопроект «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Арктической зоне». Позднее документ был удален разработчиками, он будет дорабатываться ведомством, однако времени на это осталось немного — по поручению президента проект должен быть внесен в Госдуму до 1 июля — и концепция его вряд ли успеет существенно измениться.
Как отмечается в пояснительной записке, механизм поддержки инвестиционной деятельности в макрорегионе «в основном аналогичен» механизму свободного порта Владивосток, «положительно зарекомендовавшему себя». По оценке министерства, он создал условия для «значительного роста экономической активности», создания новых рабочих мест, а также роста бюджетных доходов. Сама идея распространения режима порто-франко на Арктическую зону ненова, ранее с подобными предложениями выступали депутаты, регионы и Минэкономики, аргументируя это увеличением конкурентоспособности Северного морского пути. Впрочем, в эффективности этого режима ранее сомневалась Счетная палата — доходы бюджетов от него аудиторы оценивали как «незначительные».
Инвесторам предлагают стандартный для российского порто-франко набор льгот — например, упрощенное заключение инфраструктурных концессионных соглашений и применение процедуры свободной таможенной зоны. Наиболее интересны по опыту дальневосточного свободного порта для инвесторов налоговые льготы, однако проект упоминает лишь факт их предоставления. Из пояснительной записки следует, что необходимые изменения в Налоговый кодекс уже подготовлены, но не опубликованы, в Минвостокразвития комментировать недоработанный проект не стали. Напомним, общий режим свободного порта предполагает льготы по налогу на прибыль (0% в федеральный бюджет и не более 5% — в региональный) и обнуление ставок налога на землю и имущество в течение пяти лет.
Пока предполагается, что статус резидента свободного порта в Арктике смогут получить компании, планирующие в Арктике новый проект, если в течение трех лет со дня включения в реестр резидентов они обязуются вложить в него не менее 5 млн руб. Управляющей компанией (УК) предлагается назначить Корпорацию развития Дальнего Востока (уже выполняет такие функции в свободном порту и на территориях опережающего развития на Дальнем Востоке). «Предлагаемое решение позволит сэкономить средства федерального бюджета», — говорится в пояснительной записке. Основные задачи УК — оценка бизнес-планов, рассмотрение и заключение соглашений об осуществлении деятельности, а также контроль их исполнения. Кроме того, УК сможет представлять и защищать интересы обратившихся к ней резидентов Арктической зоны в суде.
Впрочем, неясно, как этот проект будет соотноситься с созданием опорных зон в Арктике, восемь таких опорных точек предусмотрено в рамках арктической госпрограммы. Правовую основу для создания таких зон ведомство разрабатывает уже несколько лет, однако ни одна из версий законопроекта не предусматривает каких-либо льгот для инвесторов. В Минэкономики комментировать проект Минвостокразвития не стали, сообщив “Ъ”, что «вопрос прорабатывается».
Источник: Ъ