Учебный парусник Росрыболовства «Паллада» со 2 на 3 февраля вошел в сороковые широты на пути к проливу Дрейка. Это место земного шара – одно из главных испытаний на прочность всех мореплавателей. В то же время обогнуть мыс Горн – заветная мечта как многих любителей моря, так и профессиональных яхтсменов.
Перед отбоем 2 февраля капитан «Паллады» Николай Зорченко дал команду задраить все люки, расположить вещи в шкафах или «обездвижить» любым подручным способом. Ночью начало «качать», предметы, которые по легкомысленности своих владельцев были не закреплены, как будто ожили. Все на борту услышали «рев» сороковых. Предчувствие большого испытания нарастало. При этом четкие команды и спокойствие капитана вселяли уверенность. За плечами Николая Зорченко пять кругосветок, а пролив Дрейка он может пройти практически с закрытыми глазами.
Капитан объяснил, в чем опасность и одновременно притягательность этого места на карте для всех искателей приключений и романтики.
«Пролив Дрейка собрал в себе все, что душе угодно. Это самая южная часть материка Южная Америка, 56 градус широты, так называемые «неистовые» пятидесятые. Здесь образуется бурлящий «котел»: с одной стороны – южная часть Атлантики, которую ласковой точно не назовешь, с другой стороны – Тихий океан, если бы Магеллан знал, каким он бывает, то называл бы его бурным, страшным, темным, черным, а снизу подпирает Антарктида. В итоге сходятся разные течения, разные воздушные массы и температуры воды, и все варится в сравнительно небольшом котле – проливе Дрейка. Грубо говоря, это полоса в 300 морских миль по меридиану и примерно 300-400 по параллели, которая опоясывает мыс Горн. И пройти его или нет – как повезет. Широты, которые мы сейчас проходим, называются «ревущие» сороковые, они зарождаются около Новой Зеландии и Австралии, хорошо разгоняются к Южной Америке и уже здесь выдают всю свою мощь. Плюс время от времени на них накладываются циклоны, которые приходят сверху или снизу. Бывает, что ветер достигает 25-35 метров в секунду, волны гуляют под 10 метров, то есть высотой с наш капитанский мостик», – поясняет Николай Зорченко.
По словам капитана, «Паллада» будет проходить этот район традиционно для парусников – под парусами.
«В этой ситуации машина уже лишняя, ветер дует хороший. По нашим прикидкам, если скорость ветра будет примерно 18-20 метров в секунду, то нам повезет. Понятно, что судно будет качать и волна будет бить, крен может достигать запредельных величин – градусов 40-50, когда корабль практически ложится на бок, и потом приходится вычерпывать воду. Конечно, у нас есть и тактика плавания, и специальная подготовка. Корабль хорошо забалластирован, мы достаточно хорошо загружены: почти полный бункер топлива и практически полный бункер воды. Хорошая остойчивость судна – это главное. Все иллюминаторы на обеих палубах берутся на заглушки, обтягиваются, чтобы внутрь не попала вода, все двери задраиваются, за исключением одной, через которую выходит экипаж. Кроме того, обязательно натягиваются штормовые леера, потому что палуба мокрая, плюс иногда по ней гуляет вода. А если чуть расслабишься, стараясь при этом не поскользнуться, накрывает вода из-за борта, причем не литр и не ведро, это многотонная масса воды. Поэтому все правила безопасности мы будет строго соблюдать», – успокоил капитан «Паллады».
Все команды для подготовки перехода через мыс Горн четкие, проверенные практикой и большим опытом Николая Зорченко. Капитан на шаг предупреждает стихию.
«В молодые годы я работал в Антарктиде на научно-исследовательском корабле, причем в проливе Дрейка постоянно делали научные съемки – искали криль, оценивали биомассу антарктического планктона, потом считали китов, затем ловили альбатросов и много чего еще. Это была работа, причем тяжелая работа. Восемь лет назад я проходил пролив Дрейка на другом нашем паруснике «Седов», который тоже сейчас совершает кругосветку. С ним и с барком «Крузенштерн» мы встретимся еще южнее, еще ближе к Антарктиде, во второй половине февраля, чтобы провести совместную 200-мильную гонку в память об открытии ледяного континента русскими моряками. Так вот, на «Седове» мы дважды огибали мыс Горн. Первый раз несказанно повезло, второй раз – повезло чуть меньше, но мы вовремя укрылись в шхерах, и Бог миловал. Поэтому представление о том, что нас ждет, очень живое, еще не выветрилось», – заверил Николай Зорченко.
«Паллада» вышла в кругосветное плавание 1 ноября 2019 года из Владивостока и пересекла весь Тихий океан, посетила порты Апиа (Самоа), Папеэте (Таити) и Вальпараисо (Чили). Пройдено около 11 147 морских миль – больше половины длины экватора. До пролива Дрейка осталось 6-7 дней.
Заход в порт Ушуайя запланирован на 11 февраля.
Справочно:
Уникальная кругосветная экспедиция «Паруса мира» посвящена 200-летию открытия Антарктиды российскими моряками и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Фрегат «Паллада» первым вышел в экспедицию 1 ноября 2019 года из порта Владивостока. Барки «Седов» и «Крузенштерн» отправились из порта Калининграда утром 8 декабря 2019 года, чтобы встретиться в южной части Атлантики – в точке, максимально приближенной к Антарктиде. Три парусника Росрыболовства совершат совместное маневрирование и примут участие в 200-мильной регате.
После этого начнется второй этап экспедиции, посвященный Великой Победе.
Всего за время плавания парусные суда посетят более 40 портов Северной и Южной Америки, Африки, Азии, Европы и Океании.
Источник: Пресс-служба Росрыболовства по материалам корреспондента с борта судна