Меры повышения безопасности мореплавания обсудили на расширенной конференции, которая состоялась в Калининграде накануне майских праздников. Необходимость соблюдения правил и требования безопасности на промысле – вопрос ежедневной повестки, этой теме Росрыболовство уделяет приоритетное внимание при организации рыболовства, в том числе на оперативных штабах по проведению основных путин. «Сохранение человеческой жизни и здоровья – для нас приоритет. Именно поэтому создание безопасных и комфортных условий труда в море на новых судах – одна из главных целей программы модернизации рыбопромыслового флота», – сказал главал Росрыболовства Илья Шестаков.
Росрыболовство наделено функциями и полномочиями в области обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах добычи. За это направление работы отвечают территориальные управления, а также подведомственные Росрыболовству Дальневосточный и Северный экспедиционные отряды аварийно-спасательных работ (ЭО АСР). Комплекс системы обеспечения безопасности на промысле состоит из трех основных элементов:
1. Обеспечение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства.
2. Освидетельствование на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией и предотвращением загрязнения (МКУБ) компаний-судовладельцев и судов рыбопромыслового флота.
3. Надзор за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства.
Экспедиционные отряды аварийно-спасательных работ ведут круглосуточное наблюдение за судами рыбопромыслового флота, постоянное дежурство судов-спасателей в районах промысловых экспедиций для оперативного реагирования, а также осуществляют комплекс работ при возникновении аварийной ситуации, берут на себя функции штабов оперативного руководства на промысле.
На Конференции рассмотрен широкий круг вопросов, в том числе ход разработки нормативно-правовых актов по безопасности мореплавания; профилактика и снижение аварийности на судах рыбопромыслового флота; проведение аварийно-спасательных работ в зоне ответственности Северного и Дальневосточного экспедиционных отрядов аварийно-спасательных работ, подведомственных Росрыболовству; выполнение обязательств по международным договорам и соглашениям в сфере охраны человеческой жизни на море.
В 2020 году спасатели Росрыболовства выполнили 18 аварийно-спасательных операций. Благодаря проведенному ремонту, в 2020 году количество судов-спасателей, дежурящих в районах помысла, увеличилось вдвое, с 4 до 8. В прошлом году четыре судна-спасателя работали в Дальневосточном бассейне, три – в Северном и одно – в Азово-Черноморском бассейне. Кроме того, в связи с возобновлением промысла каспийской кильки рассматривается вопрос о создании филиала отряда на Каспийском море.
В то же время, несмотря на предпринимаемые меры, в 2020 году произошло 79 аварийных случаев, при этом погибло и получило тяжкий вред, причиненный здоровью, 42 человека. Основной причиной несчастных случаев стали грубые нарушения правил безопасности при работе с промысловым оборудованием. В связи с этим большую роль играет профилактическая работа и подготовка специалистов на берегу, в том числе по отработке соблюдения правил и требований безопасности.
Участники ознакомились с организацией практической подготовки членов экипажей морских судов, курсантов морских образовательных организаций в Морском учебно-тренажерном центре Калининградского государственного технического университета.
Особое внимание было уделено необходимости проведению системного анализа причин аварийности. По итогам конференции заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук поручил провести работу по усилению мер для повышения безопасности плавания рыбопромысловых судов, в том числе на уровне правовой базы. К Конференции Росрыболовством выпущен Бюллетень «Безопасность мореплавания и ведения промысла» за 2020 год.
Источник: Объединенная пресс-служба Росрыболовства