Два высокотехнологичных научно-исследовательских судна Росрыболовства заложены на верфи Невского судостроительного завода

Два высокотехнологичных научно-исследовательских судна Росрыболовства заложены на верфи Невского судостроительного завода

26 ноября на Невском судостроительном заводе в городе Шлиссельбург состоялась закладка двух научно-исследовательских судов (НИС) проекта 17050. В торжественной церемонии приняли участие Министр сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Патрушев и руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.

По словам Дмитрия Патрушева, новые суда станут флагманами рыболовецкого флота и научных исследований в этой сфере. Реализация проектов внесет существенный вклад в развитие отраслевой науки и будет способствовать существенному наращиванию потенциала рыбопромышленников: в том числе поможет расширить районы промысла, увеличить объемы вылова и переработки, обеспечить доставку свежей продукции до потребителя. Министр отметил, что государство и дальше будет поддерживать развитие научных исследований. В частности, в ближайшие годы ожидается закладка еще 8 подобных современных судов.

Глава Росрыболовства Илья Шестаков отметил, что обновление научно-исследовательского флота стратегически важно для развития отрасли. «Благодаря решению Президента, сейчас строится порядка 100 промысловых судов, но рыбная отрасль не может жить без научного флота, она не может жить без ресурсных исследований. Если не будут приняты соответствующие решения о том, какой объем квот можно предоставить, то рыбаки на следующий год не смогут выйти в море. Поэтому это очень важное и знаковое событие. Рыболовецкий флот сейчас работает на износ, нам некогда возить туристов, и поэтому для нас научный флот – это важная и огромная составляющая всего комплекса», – сказал Илья Шестаков.

Почётные гости установили на закладные секции новых научно-исследовательских судов памятные доски, на которых указан тип судна, его название, дата закладки киля и адрес – город Шлиссельбург, Невский судостроительный завод.

Суднам даны имена: «Профессор Пётр Моисеев» и «Профессор Анатолий Елизаров» – в честь выдающихся ученых, внесших значительный вклад в становление и развитие отечественной отраслевой науки.

В рамках Стратегии развития Арктической зоны, утверждённой Президентом России в октябре 2020 года, и комплексной Программы социально-экономического развития Арктической зоны, одобренной Правительством Российской Федерации в марте 2021 года, обновление научно-исследовательского флота необходимо для исследований состояния водных биологических ресурсов и мониторинга экологической ситуации в стратегически важном Северном регионе.

Новые суда выведут исследования на самый современный технологический уровень, что повысит точность поиска промысловых рыбных скоплений и научного прогнозирования для установления общего допустимого улова (ОДУ) водных биологических ресурсов.

Строительство современных НИСов реализуется в рамках Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2030 года, утвержденной Президентом России Владимиром Путиным.

Основные характеристики научно-исследовательского суда проекта 17050:

•        Длина – 54 м.

•        Ширина – 13,6 м.

•        Осадка – 6 м.

•        Скорость – 14 узлов.

Научно-исследовательские суда проекта 17050 станут одними из самых современных научно-исследовательских рыболовных судов в мире.

Команда из экипажа и ученых – 26 человек, которые смогут месяц находиться на таком судне в автономном плавании. Современное подруливающее устройство, с возможностью разворота на 360 °, не только способствует облегчению маневрирования в сложных акваториях, но и будет служить повышению безопасности плавания, в случае нештатных ситуаций.

Для максимальной интеграции ученых в природную зону исследований, судно сконструировано с пониженным шумовым и вибрационным излучением в водную среду, а для снижения влияния помех на результаты гидроакустических наблюдений предусмотрен выдвижной киль.

На рубке НИСа будет операционный центр с большими иллюминаторами с обратным наклоном. Они выходят на кормовую палубу. Это – зона гидроакустической лаборатории.

По правому борту будет сконструирован центр забортных работ. Он расширяет оперативный обзор для наблюдения за работами, связанными с тралением и буксировкой научного оборудования во время хода судна, а также за вертикальным зондированием на дрейфовых и якорных станциях.

В носовой части судна предусмотрены места для размещения двух 20-ти футовых контейнеров, в которых можно организовать дополнительные или нестандартные лаборатории со сменной комплектацией научным оборудованием, использующимся для разовых работ.

На судне будут расположены: гидробиологический и гидрологический блок, включающий «сухие» и «мокрые» лаборатории, кладовые для фиксированных проб и химикатов, СТД-ангар для работ с СТД-зондами, батометрическими кассетами, планктонными сетями, телеуправляемым необитаемымым подводным аппаратом легкого класса (ТНПА). Сконструированы ихтиологический и технологический блок, а также два помещения для хранения замороженных и охлажденных проб и образцов.

Источник: Объединенная пресс-служба Росрыболовства