Первую редакцию законопроекта о Непрерывной холодильной цепи (НХЦ) представили на V Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia в рамках конференции «Непрерывная холодильная цепь: от слов к делу».
Законопроект должен обеспечить контроль над температурным режимом скоропортящихся продуктов питания на всех звеньях холодильной цепи: от добычи до реализации в магазинах.
Президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Михаил Синёв отметил актуальность разматываемого документа: каждая вторая отправка скоропортящихся грузов в 2021 году осуществлялась с нарушением температурных условий. При этом выявить виновных в нарушениях при обороте скоропорта затруднительно или почти невозможно из-за целого ряда проблем внутри отрасли и отсутствия четкого и прозрачного регулирования процесса оборота пищевых продуктов.
Для решения этой проблемы АСОРПС совместно с Россоюзхолодпромом, ВНИХИ НИИАС и другими организациями разработал первую редакцию законопроекта о Непрерывной холодильной цепи. Документ законодательно закрепит единые нормы и требования, которые должны соблюдать все участники отрасли при обороте скоропортящейся продукции.
Предполагается, что осуществлять контроль за соблюдением температурных условий будет агент Непрерывной холодильной цепи, при этом специализированные ресурсы подлежат освидетельствованию. «Например, вагоны, освидетельствованные по коэффициенту теплопередачи. Агент НХЦ должен уметь использовать эти ресурсы в плане обеспечения температурных условий. При этом специалисты компании, обеспечивающие температурные условия, будут аттестованы», – рассказал президент АСОРПС.
Работу по контролю за агентами НХЦ, их деятельностью в обеспечении температурных условий планируется осуществлять в саморегулируемых организациях (СРО). При этом СРО можно создавать по территориальному, отраслевому признаку или сразу по обоим одновременно.
Профессиональное сообщество одобрило реализацию законопроекта: отрасль давно нуждается в законодательном регулировании соблюдения температурного режима для сохранения безопасности и качества рыбной и другой скоропортящейся продукции.
«Мы поддерживаем идею законопроекта и готовы взаимодействовать», – подтвердил начальник управления экономики и инвестиций Росрыболовства Андрей Михалевич.
Масштабная модернизация производственных мощностей рыбной отрасли с помощью государственной программы инвестквот предусматривает высокие требования к новым строящимся судам и береговым рыбным фабрикам, а качество рыбной продукции невозможно сохранить без строго соблюдения температурного режима на всех этапах пути рыбы – от моря до потребительской полки. «Эти требования позволят обеспечить необходимую режим переработки рыбы на борту судна и на береговом предприятии. Рыба, которую добывают и/или перерабатывают на борту судна, должна в нормативном виде поступать на заморозку (при температуре -18 градусов, а не ином режиме), складироваться и отправляться далее», – отметил представитель Росрыболовства.