Ход строительства рыбопромысловых судов по первому этапу государственной программе «квоты в обмен на инвестиции» (инвестквоты) обсудили на совещании у первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина. Речь шла о дополнительных мерах государственной поддержки в современной экономической ситуации с учетом увеличения сроков строительства, необходимости подбора альтернативного судового оборудования и перепроектирования части судов.
Статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов отметил, что сроки строительства рыболовных судов по первому этапу программы инвестиционных квот продлены на 2 года, текущее строительство завершится до 2027 года. В 2022 году Минпромторгом подготовлена новая мера поддержки – предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям на выполнение проектов по разработке и запуску в производство наиболее критичных видов судового комплектующего оборудования, в том числе для промысловых судов.
Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) предложила рассмотреть меры поддержки не только верфей, но и инвесторов, на которых возрастает нагрузка по обслуживанию привлеченных кредитов при сдвиге сроков строительства. Предлагается распространить несколько действующих инструментов.
По результатам совещания Сергей Митин обратился к отраслевым объединением: в ближайшие дни подготовить полный перечень предложений по возможным мерам государственной поддержки.
Справочно:
Программа инвестиционных квот направлена на модернизацию производственных фондов рыбохозяйственного комплекса страны – строительства нового флота и береговой переработки.
По данным отраслевого мониторинга за период с 2000 по 2021 годы количество рыбопромысловых судов в России уменьшилось на 41%. При этом количество крупных и больших судов сократилось почти в 2,5 раза, средних – вдвое. С 2005 года снижение составляет в среднем 6% ежегодно. Главная причина – физический износ. До введения механизма инвестиционных квот обновление рыбопромыслового флота в России в период с 2000 по 2019 года практически не осуществлялось.
Несмотря на поэтапное увеличение срока закрепления квот по «историческому» принципу для того, чтобы рыбаки, как казалось, могли инвестировать в развитие своего же бизнеса, обновления производственного фонда отрасли на протяжении всех этих лет практически не происходило. Износ флота уже подходил к критическому уровню. Поэтому на заседании Президиума Госсовета было принято решение на о внедрении механизма инвестиционных квот. А позже в закон были добавлены крабовые аукционы с инвестиционными обязательствами.
По итогам первого этапа программы заключен 91 договор на закрепление инвестиционных квот за объектами нового строительства с общим объемом привлекаемых инвестиций порядка 230 млрд руб., из которых 64 договоров – на предоставление квот под строительство рыбопромысловых судов (36 – для Дальневосточного и 28 – для Северного рыбохозяйственных бассейнов).
По итогам первого этапа произойдет обновление 80% флота Северного бассейна и только 40% флота Дальнего Востока, который обеспечивает 70% всех уловов в стране. По итогам первого этапа к 2030 году возраст судов сократится до 21 года, второй этап омолодит флот в среднем до 9 лет.
По результатам первого этапа крабовых аукционов, реализован 41 лот, сумма поступлений в федеральный бюджет составила порядка 144,2 млрд руб. Объем инвестиционных обязательств составил порядка 60 млрд руб. Все суда должны быть введены в строй не позднее 2025 года.
20 декабря 2022 года, Госдума приняла закон о втором этапе инвестиционных квот и крабовых аукционах с инвестиционными обязательствами.
Благодаря реформе в России будет самый современный флот, будет создана современная переработка, новые рабочие места, обеспечено устойчивое социально-экономическое развитие приморских территорий и экономики страны.
Источник: Объединенная пресс-служба Росрыболовства