19-21 ноября 2014 года в Подмосковье по инициативе Росрыболовства прошла Всероссийская конференция «Повышение эффективности мер по сохранению водных биоресурсов». Для обсуждения последствий негативного воздействия на водные биоресурсы и эффективности компенсационных мероприятий, направленных на восстановление водных экосистем, собрались представители органов государственной власти, энергетических компаний, профессионального экспертного сообщества, а также проектных и экологических организаций.
Антропогенное влияние
Забор воды, сброс загрязненных сточных вод, дноуглубительные работы, захоронение грунта, работы по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых, прокладка трубопроводных систем, строительство гидротехнических сооружений в акватории водных объектов и другие работы нарушают экосистемы водных объектов. В результате неизбежна гибель икры, рыб, кормовых организмов, а также ухудшение качества среды их обитания и, как следствие, ущерб водным биоресурсам.
«В последнее время на достаточно высоком уровне обеспечивается рациональное изъятие водных биоресурсов при осуществлении рыболовства. Иная ситуация складывается в сфере сохранения водных биоресурсов в аспекте неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности. За длительный период подобного «второстепенного» отношения к проблемам сохранения водных биоресурсов и среды их обитания накопился целый комплекс проблем, требующих решения, – отметил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Владимир Соколов, открывая конференцию. – Сегодня необходимо должным образом переосмыслить подходы к организации работы в данном направлении».
Наглядные примеры последствий негативного воздействия деятельности предприятий привел начальник Управления рыбоохраны Росрыболовства Андрей Здетоветский. Так, в акватории Финского залива Балтийского моря в последние годы активно ведется деятельность, связанная с добычей строительных песков, строительством нефтяных терминалов, перегрузочных комплексов морских портов и других объектов. В связи с этим, вылов промысловых видов рыб сократился более чем в 6 раз – с 6,68 тыс. тонн в 1972-1984 годах до 1000 тонн в настоящее время. Классическим примером является подорванные в последние десятилетия запасы осетровых видов рыб Северного Каспия, реки Волга и других рек бассейна Каспийского моря в связи с зарегулированием волжского стока и утратой естественных нерестилищ. Так, по данным ФГУП «КаспНИРХ» и ФГБУ «Севкаспрыбвод», за последние 15 лет популяции осетровых видов рыб сократились на 97% и сейчас их промысел запрещен.
Возрастающее антропогенное воздействие и ограниченные возможности к самоочищению водных экосистемы диктуют необходимость новых, более эффективных мер их восстановления. Кроме того, растет рыбохозяйственная значимость внутренних водоемов в связи с развитием аквакультуры.
Предупреждение и компенсации
Сохранение водных биоресурсов – одна из важнейших задач Росрыболовства. В этих целях Агентством осуществляется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, снижение и устранение последствий негативного воздействия антропогенной деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания. Об их реализации рассказал на конференции Андрей Здетоветский.
Во-первых, инспекторы Рыбоохраны в рамках плановых и внеплановых проверок, а также рейдовых мероприятий осуществляют контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства в сфере сохранения водных биоресурсов и среды их обитания. «Вместе с тем, работа инспекторов сосредоточена на выявлении малозначительных нарушений, совершаемых физическими лицами, которые составляют основную долю выявленных правонарушений – более 95%», – констатировал Андрей Здетоветский. Начальник Управления рыбоохраны обратился к руководителям территориальных управлений с поручением проанализировать свою работу в этой сфере и подготовить предложения по повышению ее эффективности.
Другим важнейшим инструментом предупреждения ущерба водным биоресурсам является механизм нормирования качества среды их обитания. «Последний раз перечень нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения обновлялся с выходом приказа Росрыболовства от 18 января 2010 № 20 – почти пять лет назад, – отметил Андрей Здетоветский. – За прошедшее время промышленность и технология развивались, обновлялись их характеристики, в том числе и химический состав сточных вод». В настоящее время назрела необходимость ускорить работу по восстановлению системы нормирования.
Кроме того, Росрыболовство осуществляет так называемый предупредительный надзор – согласование проектной деятельности предприятий. С начала этого года центральным аппаратом и его территориальными органами рассмотрено 7348 заявок, представленных на согласование осуществления намечаемой хозяйствующими субъектами деятельности, из них согласовано – 4799, отказано в согласовании – 2170, как не соответствующих мерам по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Кроме того, в составе проектной документации предусматриваются компенсационные мероприятия, в частности выпуск молоди в водные объекты, подверженные их негативному влиянию. Росрыболовство в среднем ежегодно рассматривает и принимает решения по более 2190 заявкам по осуществлению компенсации ущерба, которые включаются в План проведения мероприятий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на год.
Оценочно стоимость компенсационных мероприятий, предусмотренных решениями о согласовании хозяйственной деятельности, в 2013 году составила около 4 млрд. рублей. Несмотря на внушительность сумм, эффективность расходования и освоения этих средств находится на низком уровне. «Анализ показал, что в процентном отношении объем выполненных компенсационных мероприятий к потерям водным биоресурсов составил: в 2012 году порядка 23,6%; в 2012 году – немногим более 18%, в 2013 году – 5,68%», – констатировал заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Владимир Соколов. Одной из существенных причин низкой эффективности этой работы названа сложность механизма реализации компенсационных мероприятий.
В связи с этим Росрыболовством разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», предусматривающий совершенствование механизма проведения компенсационных мероприятий посредством замены натуральной формы компенсации вреда водным биоресурсам и среде их обитания денежной формой. Это необходимо для того, чтобы снять с предприятий обязательства выполнения несвойственной им деятельности по воспроизводству водных биоресурсов.
От проблем к оптимизации
Начальник Управления аквакультуры Росрыболовства Елена Трошина рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются предприятия при осуществлении искусственного воспроизводства, обеспечивающих выполнение компенсационных мероприятий.
«Основной проблемой является отсутствие свободных мощностей. В большинстве случаев все мощности учреждений задействованы на выполнении государственного задания, – отметила она. – Создать рыбоводные мощности предприятия учреждения не имеют возможности, так как для этого нужны значительные финансовые средства, которых у них нет».
Вторым проблемным вопросом является недостаточный спектр объектов искусственного воспроизводства в части количества выращиваемых видов. В связи с активной реализацией различных проектов по поиску и добыче полезных ископаемых потребность в рыбопосадочном материале у предпринимателей значительно превышает имеющийся потенциал действующих рыбоводных предприятий по производству молоди водных биоресурсов. Большое нанесение вреда соответственно затрагивает большее количество и разнообразие видового состава водных биоресурсов, подлежащих возмещению в водную среду. «В настоящее время возмещение ущерба осуществляется по принципу замены требуемого вида на имеющийся в наличии. Тем самым разрушаются естественные места нерестилищ и определенные виды рыб в водных объектах, где требуется выполнять компенсационные мероприятия», – констатировала Елена Трошина.
В связи с чем, расширение действующих рыбохозяйственных комплексов и строительство новых необходимо планировать с учетом увеличения спектра объектов искусственного воспроизводства, их видового состава. При этом источником получения (приобретения) рыбопосадочного материала для организаций, планирующих мероприятия по компенсации ущерба водным биоресурсам и среде их обитания, в основном являются только подведомственные Росрыболовству ФГБУ.
Директор ФГУП «Госрыбцентр» Александр Литвиненко рассказал о методах оптимизации возмещения нанесенного ущерба на примере проводимых компенсационных мероприятий при строительстве объектов нефтегазового комплекса в Обь-Иртышском водном бассейне.
Суммарный объём восстановительных мероприятий в прошедшем году был определен в виде выпуска в естественные водоемы 2,4 млрд штук молоди и личинок ценных видов рыб. Крупными заказчиками по компенсации ущерба в Западно-Сибирском регионе являются ООО «Лукойл-Западная Сибирь», ОАО «Сургутнефтегаз», РН-Пурнефтегаз, РН-Юганскнефтегаз, ЗАО «Ямалгазинвест» и др.
«Имеющиеся производственные мощности по выпуску молоди осетровых в Тюменской области составляют 2,6 млн. штук молоди в год, – отметил Александр Литвиненко. – Все эти мощности приходятся на Абалакский рыбоводный завод, из которых 1,9 млн. штук молоди сибирского осетра и стерляди выпускается Нижнеобьрыбводом по госконтракту с Росрыболовством. При сохранении госзаказа в этом объёме, свободными останутся только мощности на выпуск 0,7 млн. штук молоди».
В настоящее в регионе имеется всего одно ремонтно-маточное стадо сиговых рыб, сформированное на садковом хозяйстве Госрыбцентра. Без коренной реконструкции и расширения действующих производств, увеличения объёмов рыбохозяйственных исследований, а также строительства новых воспроизводственных мощностей задачу по компенсации ущерба в Обь-Иртышском бассейне не решить.
Представитель Госрыбцентра предложил несколько вариантов оптимизации компенсационных мероприятий, в том числе использование для выращивания молоди сиговых пойменных водоёмов (необходимо отметить, что это вынужденная мера, ввиду отсутствия рыбопитомников). Такой опыт в регионе уже есть. Обский бассейн в силу исключительно развитой пойменно-речной системы, громадных эстуарных зон располагает богатейшей кормовой базой рыб. В пойменных водоёмах благоприятные условия для роста молоди: есть необходимая вода, нет хищников и других частиковых рыб, которые являются конкурентами в питании сиговым рыбам. Эффективность такого способа доказана работами Ханты-Мансийского филиала Госрыбцентра, когда за короткий летний период при высоком уровне выживаемости 43–58% молодь достигает навески 3-5 граммов, как это и происходит в природе.
По мнению Александра Литвиненко, для оптимизации компенсационных мероприятий, прежде всего, необходим постоянный мониторинг за оценкой фактического воздействия строительства на водные биоресурсы и среду их обитания и оценка эффективности проведения компенсационных мероприятий.
Мониторинг и единая база
О том, что задачи по оптимизации компенсационных мероприятий должны решаться комплексно, говорил в своем выступлении и заместитель начальника Управления науки и образования Сергей Максимов. По его мнению, проведение любого компенсационного мероприятия требует серьезной научно-технической основы. «Для сохранения водных биоресурсов необходимо четкое понимание того, что происходит в водной экосистеме и как и какой эффект даст то или иное воздействие как положительное, например, выпуск молоди, так и отрицательное, например, сброс загрязняющих веществ», – отметил он. Для такого понимания требуется объективная информация, моделирование процессов в экосистемах и оценка вариантов смоделированных мероприятий с точки зрения их стоимости и эффективности.
«Экосистемы изменяются под воздействием множества факторов, и порой только научные исследования и мониторинг могут сказать, что происходит, – отметил Сергей Максимов. – Например, в Германии традиционно факторами, оказывающими влияние на экосистемы опресненных заливов, считалось загрязнение. После проведения соответствующих мер в части защиты окружающей среды выяснилось, что на первое место среди вредителей вышли хищные птицы. Кроме того, было выявлено, что на запасы трески Балтийского моря все сильнее влияют рыболовы-любители, которые добывают уже 30% популяции. А их воздействие в традиционных моделях вообще не учитывается».
Ученый подчеркнул, что назрела необходимость укрепления системного мониторинга, особенно в урбанизированных регионах, а также формирования и реализации силами отраслевых НИИ детальных прикладных экосистемных исследований. «Увеличение объемов мониторинговых и экосистемных работ позволит в ближайшей перспективе создать или существенно модернизировать методики определения возврата, планирования мелиоративных мероприятий, определения приемной емкости водоемов и ряд других, – отметил он. – Эти направления исследований должны создать базу для научно-проработанного моделирования мероприятий по сохранению и выбора их наиболее эффективных вариантов».
Начальник ФГБУ «ЦУРЭН» Александр Хатунцов перечислил ключевые этапы реализации компенсационных мероприятий: экспертиза, проектирование, компенсации, контроль. Среди основных проблем на данный момент он отмечает низкое качество и методологическое несовершенство расчетов, отсутствие рыбоводных мощностей и замену объектов искусственного воспроизводства, приводящую к значительному увеличению стоимости компенсационного мероприятия, а также невыполнение компенсаций в полном объеме или уклонение от выполнения компенсаций.
По мнению Александра Хатунцова, усилить контроль за выполнением мер по сохранению водных биоресурсов поможет единая электронная база данных, в которой будет содержаться информация о проектах с момента подачи заявок до ввода объекта в эксплуатацию, реестр организаций, участвующих в разработке материалов, оценка воздействия на окружающую среду, информация о приемных емкостях водных объектов, а также реестр рыбоводных мощностей и организаций, участвующих в работах по искусственному воспроизводству.
Кроме того, на конференции он представил проект Положения о научно-техническом совете ФГБУ «ЦУРЭН» (НТС ЦУРЭН). Предполагается, что НТС станет площадкой для обсуждения мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, где будет происходить межведомственное взаимодействие и формироваться независимая оценка принятых решений и рекомендаций. В рамках Конференции предложено направить предложения и вопросы для внесения в повестку работы НТС ФГБУ «ЦУРЭН».
В свою очередь, присутствующие на конференции представители промышленных и строительных предприятий отметили необходимость такого усовершенствования нормативного и методического регулирования, чтобы использованный в методике инструментарий был понятен не только тем, кто рассчитывает ущерб, но и компаниям, которые должны осуществлять на основе представленного им расчета компенсационные мероприятия.
По словам руководителя проекта Департамента по взаимодействию с органами государственной власти и управления ОАО НК «Роснефть» Сергея Громыкина, озвученные на конференции аргументы о необходимости замены натуральной компенсации денежной вполне понятны и заслуживают поддержки. «Вряд ли стоит нефтяную компанию, у которой совершенно иной профиль деятельности, вынуждать заниматься разведением биоресурсов (строительством рыборазводных заводов, модулей, закупкой мальков и др.), – объяснил он. – Мы, как и другие нефтяные компании, готовы перечислять компенсационные средства на определенный счет, который укажет законодатель, и тем самым фиксировать выполнение обязательств по возмещению ущерба водным биоресурсам, не тратя на это много времени и не увеличивая зоны риска при реализации рабочих графиков осуществления своего проекта».
Основные решения и рекомендации конференции будут отражены в итоговой резолюции.