Университет – промыслу, промысел – университету

Университет – промыслу, промысел – университету

Соглашение о сотрудничестве между МГТУ и рыбопромышленниками Мурмана стало одним из итогов рабочей поездки главы Росрыболовства Ильи Шестакова в столицу Заполярья.

Диплом МГТУ – к большой зарплате

 DSC6267О необходимости такого документа говорилось давно. А о том, что проблема подготовки кадров для моря приобрела особую остроту, шла речь буквально за неделю до приезда на Кольский полуостров главного рыбака страны. Причем собрались рыбопромышленники Мурмана и руководство МГТУ для заинтересованного диалога не где-то в зале заседаний, а на капитанском мостике современного сейнера-траулера «Лазурный». Туда во время очередной краткой стоянки судна в родном порту (после разгрузки улова мойвы) поднялись ректор вуза Сергей Агарков и проректор по учебной работе Людмила Геращенко. Встретили их глава компании «Айсберг-Норд» Виталий Касаткин, председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев, генеральный директор СРпС Василий Никитин и капитан «Лазурного» Сергей Фищук.

Есть такая примета: диплом МГТУ – к большой зарплате. Но знают ли об этом выпускники морской академии технического университета? И почему свежеиспеченные штурманы и механики не очень-то рвутся в море? А еще – насколько подготовленными они приходят на современные корабли? На эти и многие другие вопросы искали ответ участники делового диалога на «Лазурном».

– Все, кто сегодня тут собрался, – выпускники МГТУ разных лет, – отметил Виталий Касаткин. – Кстати, большинство из тех, кто работает сейчас на этом судне, оттуда же. С чем мы в последнее время столкнулись, так это со слабой подготовкой специалистов. Плюс к тому – их нежелание работать и овладевать новыми технологиями. Это судно у нас пять лет. Вот список тех, кто на нем успел поработать. С плюсом, как видите их очень немного, – фамилии специалистов, с минусом – балласт. Из судоводителей готова трудиться с полной отдачей лишь пятая часть, по механикам немного получше, но тоже не блестяще. И откровенно говоря, мы не понимаем в чем причина?

Понять сложно, согласились участники встречи. Вот появляются на борту судна вчерашние курсанты. На зарплату им жаловаться не приходится: молодой специалист получает 120-140 тысяч в месяц. Однако практически после каждого рейса приходится списывать людей.

– Я взял статистику за последние пять лет, – продолжил разговор Владимир Григорьев. – Подсчет велся по нашим компаниям, а это – «Альтернатива», «Карат», «Согра», «Рыбпроминвест», плюс Мурманские траловый и губернские флота. Это, грубо говоря, 32 экипажа, в каждом – более 40 человек. Так вот, картина по выпускникам нерадостная: остаются единицы, остальные уходят. В результате возраст моряков от 40 до 60 лет. Мы очень обеспокоены тем, что нет подпитки молодыми кадрами. Хотя матрос получает в среднем около 120 тысяч. Сейчас будет еще больше, поскольку в компаниях значительная экспортная составляющая. И мы подтягиваем заработок к доллару. Условия на судне комфортные. Питание отменное. Но молодые не идут. А если идут, то многие потом возвращаются на берег. Понятно, что море – нелегкий труд, тем более на Севере, но кадры-то нам нужны молодые, активные, высококвалифицированные.

Вы нам – кадры, мы вам – тренажеры

Есть еще одна проблема, которая тревожит флотоводцев. В нынешних составах экипажей появились такие специальности, по которым в МГТУ не готовят. К примеру, рефмеханики, технологи пищевой промышленности узкой специализации. Дело в том, что сегодня суда, работающие на треске, изготавливают не просто филе, но продукт обесшкуренный, без костей, порционный, практически деликатес. А значит, без технологов-пищевиков не обойтись. Для их подготовки в учебном процессе МГТУ надо предусмотреть дополнительные часы. И еще. Абсолютно отсутствуют среди выпускников механики-наладчики. Причем не просто «бадер»-механики (так называют на судах тех, кто специализируются на уже привычных немецких машинах по имени первой филетировочной машины немецкой «Baader»), но и те, кто способен работать с новейшей шведской, исландской техникой и ремонтировать ее.

– И все-таки наш разговор не должен скатиться просто к критике, – отметил в ходе беседы Василий Никитин. – Мы заинтересованы в вас, вы – в нас, а потому диалог должен быть конструктивным. В частности, мы считаем, что курсанты должны учиться на том оборудовании, которое применяется сегодня, а не на том, которому уже много-много лет. Знаю, некоторые наши компании, меняющие технологии на кораблях на еще более современные, готовы поделиться оборудованием с университетом, чтобы создать там новые тренажеры.

– Вопрос качества подготовки специалистов очень актуален, – подчеркнул, выслушав пожелания рыбопромышленников, ректор МГТУ Сергей Агарков. – Хотя, должен признаться, в таком формате обсуждение проходит впервые. Критика прозвучала объективная. Наверное, мы действительно сильно увлеклись освоением непрофильных направлений подготовки специалистов, но для этого в свое время была серьезная мотивация. А теперь получается, что мы рассредоточили концентрацию на основном профиле, не учли все изменения в рыбацкой отрасли в своих образовательным программах и недостаточно оценили преемственность среднего и высшего профессионального мореходного образования. Понимая все это, мы готовы переформатировать акценты в обучении морских специалистов. И сделать это для того, чтобы прежде всего выполнить свою задачу обеспечения специалистами рыбохозяйственного комплекса, а затем уже все остальное. Эту политику мы уже начали проводить.

Судовладельцы отметили, что готовы тесно взаимодействовать в организации практики, брать курсантов в рейсы. Причем закреплять каждого из ребят за компанией и конкретным судном. А после окончания вуза, если выпускник хорошо себя зарекомендует, принимать его на работу. И еще одно пожелание прозвучало в адрес Росрыболовства – узаконить такую новацию: если после МГТУ человек успешно проработает 3-5 лет во флоте, освободить его от службы в армии. Во-первых, это привлечет немало молодых кадров, а во-вторых, за год вдали от промысла, молодой специалист не будет терять квалификацию.

Росрыболовство откликнулось оперативно

2015 02 26 158 ESH9142В первый же день визита в Мурманск глава Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков посетил МГТУ. Надо сказать, в графике, чрезвычайно насыщенном встречами с рыбацким сообществом Мурмана, учеными ПИНРО, портовиками и представителями контролирующих рыбаков ведомств, найти время было не так-то просто. Но проблема подготовки кадров для промысла настолько актуальна, что в университет Илья Шестаков поехал сразу после встречи с губернатором Мариной Ковтун.

Там-то и состоялось знаковое событие: руководители МГТУ и СРпС подписали соглашение о сотрудничестве, которому глава Росрыболовства дал высокую оценку.

– Подписание Соглашения о стратегическом партнерстве между Мурманским государственным техническим университетом и Союзом рыбопромышленников Севера является ярким примером конструктивного и ответственного сотрудничества, когда каждая из сторон берет на себя конкретные обязательства в деле подготовки кадров, – подчеркнул Илья Шестаков. – На мой взгляд, такой подход является наиболее эффективным механизмом закрепления выпускников МГТУ на судах рыбопромыслового флота Северного бассейна. Очень важно, что в рамках соглашения рыбопромышленники готовы содействовать модернизации учебно-лабораторной и тренажерной базы университета, что является хорошим примером государственно-частного партнерства в образовании.

Значение данного события, по словам участников, трудно переоценить. Как отметил Сергей Агарков, требования, которые сегодня предъявляют МГТУ работодатели, с точки зрения подготовки морских специалистов, это очень серьезная комплексная задача. Она требует тесного взаимодействия университета с организациями, имеющими высокотехнологичные промысловые суда.

– Речь идет прежде всего о практико-ориентированной подготовке, где важны не только теоретические и тренажерные разделы, но и реальная рыбопромысловая практика, без которой невозможно вырастить настоящего профессионала, – подчеркнул Сергей Агарков.

И это верно. Кто, как не сами рыбаки, лучше всего знают практику и современные требования, предъявляемые к профессии и могут передать опыт молодому поколению? Не случайно и судовладельцы заявляют, что готовы растить для себя кадры начиная от учебных практик до выпуска.

– Более того, с лучшими курсантами мы планируем заключать целевые договоры, в рамках которых наши компании будут брать на себя обязательства по обеспечению не только практиками, но и социальной и материальной помощью обучающегося, – заверил глава правления СРпС Владимир Григорьев. – Ну а молодой специалист обязан будет отработать 2-3 года.

Перспективы такого сотрудничества очевидны и выгодны всем участникам соглашения. А главное – в выигрыше останутся те, кто еще только осваивает в МГТУ нелегкую морскую науку, кому предстоит сменить ветеранов флотов и добывать в недалеком будущем рыбу в Северном бассейне. Ну и мы, конечно, обычные потребители, тоже не останемся в стороне от позитивных перемен. Ведь если на современных высокопроизводительных судах будут трудиться грамотные, полные сил, молодые моряки, рыбы на наших прилавках наверняка станет больше.

Источник: «Мурманский вестник», Нина АНТОНЯН

Фото_1: Сергей Фищук, Виталий Касаткин, Владимир Григорьев, Сергей Агарков, Людмила Геращенко. Автор фото: Лев Федосеев

Фото_2: Илья Шестаков