Рыба в законе

Профильная рабочая группа при Минсельхозе и рыбопромышленники обсудили доработанный проект изменений в закон о рыболовстве

На данный момент подготовка законопроекта по совершенствованию регулирования рыбодобычи подходит к завершающей стадии: документ предполагает повышение эффективности освоения национальных водных биоресурсов и введение преференций для рыбаков, поставляющих уловы на российский берег. Вместе с тем сами рыбопромышленники к некоторым изменениям относятся весьма критично. Камнем преткновения вновь стало прибрежное рыболовство.

Не изменяя принципам

Поправки в отраслевое законодательство (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») обсуждались в течение 2014-2015-х годов на разных площадках, в том числе региональных. Недавно на заседании в Минсельхозе была представлена доработанная редакция документа, с учетом ранее поступивших от рыбацкого сообщества замечаний.

«Важно, что мы сохранили исторический принцип распределения долей квот и при этом увеличили срок их закрепления на 25 лет – это большой прорыв», – отметил заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, открывая заседание рабочей группы.

Вместе с увеличением срока закрепления долей квот до 25 лет предлагается ввести стимулирующие меры, направленные на обновление рыбодобывающего флота и производственных мощностей. В частности, планируется поднять порог освоения квот с 50% до 70% для повышения эффективности добычи водных биоресурсов. При этом в целях ликвидации «квотных рантье» вводится норма, обязывающая пользователей осваивать не менее 70% объема полученной квоты на собственных рыбопромысловых судах или на судах, приобретенных по договору лизинга. Для обеспечения работы рыбопромышленных холдингов предусмотрена возможность использования судов внутри одной группы лиц.

Основные нововведения коснулись принципов разделения прибрежного и промышленного рыболовства. В 2018 году промышленные и прибрежные квоты в нынешнем виде прекратят существование. Появится единая квота, закрепленная на 25 лет, по которой будут рассчитываться доли. Помимо этого, также подразумевается переход к единому промысловому пространству.

Ранее предлагалась концепция регулирования «прибрежки» через технические характеристики рыбопромысловых судов.

«В текущем проекте мы возвращаемся к формулировке 2004 года, где было четко сказано, что прибрежное рыболовство направлено на обеспечение как береговых перерабатывающих предприятий, так и потребления в свежем и охлажденном виде. Этот посыл сохранен и в предлагаемом законопроекте», – отметил замруководителя Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Василий Соколов.

Прибрежные квоты будут определяться ежегодно и только для объектов, на которые устанавливается общедопустимый улов (ОДУ). Пользователи получат право подать заявку о намерении вести прибрежное рыболовство – в пределах своего объема квот. К заявленному количеству будет применен повышающий коэффициент 1,2. Главное ограничение – уловы нужно доставлять в свежем и охлажденном виде на берег, запрещены перегрузы и производство продукции на судах.

После утверждения прибрежной квоты остаток будет распределен для промышленного лова по долевому принципу. Таким образом, как подчеркивают в Росрыболовстве, пользователь сам выбирает, брать ли ему на себя дополнительные обязательства.

Неквотируемые объекты можно добывать только в режиме промышленного рыболовства. Чтобы стимулировать их освоение, предлагается максимально упростить доступ и снять все барьеры для рыбаков, в том числе разрешить выгрузку не только в портах, но и в иных местах, установленных субъектом Федерации.

В законопроекте прописан механизм расчета долей при переходе к единой квоте. По мнению разработчиков законопроекта, в результате размер доли каждого пользователя может измениться, но в тоннах объем останется прежним. При промысле в рамках международных соглашений также предусмотрен иной принцип закрепления долей и особый порядок заключения договоров.

Берег преткновения

Рыбопромышленники в целом поддерживают концепцию законопроекта, полагая, что предлагаемые законодательные условия позволят улучшить инвестиционный климат в отрасли. Вместе с тем они категорически не согласны предложенным принципом ведения прибрежного рыболовства, хотя и признают, что текущее администрирование прибрежки тоже надо менять.

«Существующим режимом прибрежного рыболовства недовольны все – и добывающие организации, и переработчики на берегу, кроме разве что контролирующих органов. Поэтому изменения в закон вносить необходимо, однако бизнес хотел бы увидеть подробное обоснование предлагаемых поправок в пояснительной записке к законопроекту», – заявил президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.

Рыбопромышленники обращают внимание, что контролировать исполнение обязательств компаний по доставке продукции на территорию субъекта РФ будет очень проблематично. Это может привести к использованию повышающего коэффициента в качестве механизма недобросовестного перераспределения ресурсов, считают они.

Эксперты также добавляют, что такой принцип может привести к излишнему административному давлению на рыбаков, повысив коррупционную составляющую.

«Существующий закон минимизировал участие чиновников в распределении ресурса. Сейчас получается, что пользователь снова каждый год должен приходить в агентство. Мы это уже проходили, не хотелось бы возвращения к прежним временам», – говорит президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин.

Спорно и отстранение руководства регионов от регулирования прибрежного рыболовства. «Этот промысел призван решать в первую очередь социальные задачи по оздоровлению отдаленных территорий и удержанию на них населения, и кому как ни региональным властям очевиднее, понятнее и проще решать эти вопросы», – считает председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько.

«То, что выдачу квот собираются переводить на федеральный уровень, совершенно противоречит логике развития любого региона. Это неправильно. Прибрежные квоты должны быть закреплены за субъектом, и только те предприятия должны получать долю квот, которые зарегистрированы в этом субъекте. Иначе никакой ответственности, никакой обозримой перспективы и развития», – полагает председатель комитета рыбного хозяйства Хабаровского края Сергей Рябченко. Беспокоит хабаровчан и то, что при прибрежном рыболовстве станет обязательной поставка уловов в свежем и охлажденном виде и не допускается переработка на судах, перегруз судов. По словам Сергея Рябченко, это ставит рыбное хозяйство края в «патовую» ситуацию. Так, например, Хабаровский край будет вынужден отказаться от вылова сельди, которая сегодня добывается именно по «запрещаемой» новым документом схеме. Между тем, сейчас на край приходится 98% добычи этой рыбы.

В Камчатском крае мнение коллег в целом поддерживают. «Береговые предприятия региона должны быть загружены рыбой. И бизнес должен работать спокойно, имея перспективу. Единая квота может привести к тому, что во внутренние воды зайдут крупные суда и мы помним отрицательный опыт 1990-х годов. Прибрежке придет конец по объективным причинам – крупнотоннажный флот ”зачистит” кормовую базу и мы просто вынуждены будем прекратить промысел. Мы планируем от ассоциации написать свои замечания и предложения по изменению предлагаемого принципа», – сказал председатель наблюдательного совета «Витязь-Авто» (Камчатский край) Игорь Редькин.

В целом эксперты признают, что над документом надо еще работать. И важно сохранить баланс и положительную динамику развития отрасли. «В предложенном законопроекте много непонятного. Надо внимательно посмотреть – не слишком ли большую цену придется заплатить за то же продление срока закрепления квот? Если мы полностью переделаем закон, надо четко понимать, что мы в итоге получим. Удастся ли нам удержать хотя бы текущие показатели. Да, существующий закон не идеален. Он требует доработки. Но он уже показал свою эффективность. Мы стабильно добываем 4,2 млн тонн в год – это показатель. Надо очень хорошо подумать, прежде чем принимать поправки», – заключил глава Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.

Обратная связь

В Росрыболовстве прислушиваются к критике представителей рыбопромышленной отрасли. «Понятно, что любые нововведения, даже если они идут на благо всей отрасли, могут вызвать отдельные недовольства. Тем более, если они предусматривают дополнительные обязательства. Но уже давно назрела необходимость разработки механизмов для модернизации флота, повышения эффективности освоения водных биоресурсов и развития доставки рыбы на береговую переработку. Тем более, что все эти меры направлены на обеспечение продовольственной безопасности страны», – прокомментировали внесение поправок в законопроект EastRussia в ведомстве. В пресс-службе также подчеркнули, что «данные предложения разрабатываются совместно с рыбаками, региональными властями, ведутся постоянные широкие обсуждения, консультации», и все они направлены на «на повышение эффективности освоения водных биоресурсов и функционирования отрасли в целом, на увеличение поставок рыбной продукции на российский берег».

Источник: ИАА «Восток России», Ксения Писарева