Ее поставкам с Дальнего Востока поможет Уралвагонзавод
Уралвагонзавод (УВЗ) готов поспособствовать решению проблемы обеспечения бесперебойных поставок рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России, начав выпуск специализированных рефрижераторных контейнеров. Железнодорожные операторы, однако, будут готовы закупать их только в случае, если тарифы на перевозку в таких контейнерах уравняют с теми, что применяются к универсальным контейнерам.
Инициативу по созданию специализированных рефрижераторных контейнеров для перевозки рыбы и других скоропортящихся продуктов УВЗ высказал 24 марта на совещании в Минвостокразвития, рассказали “Ъ” его участники. На совещании, по их словам, гендиректор “Агентства рефперевозки” Ильдус Халиков сообщил о возможности купить около 2 тыс. рефрижераторных контейнеров (рефконтейнеров). Инициативу УВЗ также поддержала дочерняя структура РЖД, компания “Рефсервис”, готовая потратить 1 млрд руб. на обновления парка.
Замгендиректора НПК “Уралвагонзавод” Андрей Шленский подтвердил планы начать производство рефконтейнеров. По его словам, соответствующий проект в ближайшее время планируется представить в Фонд развития промышленности. Производство около 1 тыс. рефконтейнеров в год господин Шленский оценивает в сумму не менее 1 млрд руб. Источник, близкий к УВЗ, говорит, что финансировать проект может государство, совещания на эту тему уже прошли в Минвостокразвития, Минпромторге и Минтрансе. По словам участников рынка перевозок, для обеспечения бесперебойных поставок рыбы в европейскую часть России потребуется построить порядка 10 тыс. рефконтейнеров.
По итогам совещания в Минвостокразвития заместитель его руководителя Олег Скуфинский поручил создать рабочую группу по обеспечению бесперебойной поставки рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока и организовать встречу с Фондом развития промышленности для “обсуждения условий финансовой поддержки проекта” (об этом сообщается в копии протокола совещания, имеющейся у “Ъ”). Согласованный проект будет представлен 7 апреля на совещании у отвечающего за регион вице-премьера Юрия Трутнева.
Источник “Ъ” в Минпромторге говорит, что ведомство “готово рассмотреть финансово-экономическое обоснование указанной программы”. Министерство уже направило свою положительную оценку в Минвостокразвития, подкрепив ее тем, что уровень износа “рефсостава” действительно чрезвычайно высок. Сейчас в России рефроконтейнеры не производятся: последний рефрижераторный вагон производства Брянского машиностроительного завода (БМЗ) был изготовлен в 1996 году, а с 1991 года были прекращены поставки в Россию новых вагонов-термосов производства немецкой FTD Dessau. Закупку новых рефрижераторных вагонов на БМЗ в Минпромторге считают экономически нецелесообразной, так как помимо высокой цены — €180-200 тыс., собственник вагона несет высокие издержки на их ежегодное техобслуживание. При этом срок окупаемости новых рефрижераторных вагонов составляет 20-25 лет.
Основной поставщик рефконтейнеров — Китай, где собирается до 90% от всего их мирового объема, говорит гендиректор “Термокон Логистик” Станислав Станкевич. Производство их в РФ, считает он, станет убыточным. Кроме того, несмотря на то, что рефрижераторный передвижной состав действительно устарел и вымывается, участники рынка не будут расширять свой парк без корректировки тарифной ставки. Сейчас доставка рефконтейнером более чем вдвое дороже, чем универсальным, и на 15% дороже доставки в изотермических вагонах.
С прошлой осени рыбодобытчики и перевозчики отмечали, что после введения Россией продовольственного эмбарго увеличился спрос на дальневосточную рыбную продукцию, что привело к нехватке “рефподвижных” мощностей. Об этом, в частности, сообщала компания “Дальрефтранс” (дочерняя структура FESCO) в письме к Ассоциации добытчиков минтая (см. “Ъ” от 12 сентября 2014 года).
В Ассоциации добытчиков минтая поддерживают создание производственной базы рефрижераторного подвижного состава на базе УВЗ, ссылаясь на то, что в последние годы парк вагонов сильно сократился: за последние 12 лет списаны 15,5 тыс. таких вагонов. Часть из списанных вагонов переоборудуют в вагоны-термосы, в которых, однако, сложно поддерживать необходимый уровень температуры, отчего падает качество доставляемой продукции, объем которой в год ассоциация оценивает примерно в 2,5 млн тонн.
Источник: КоммерсантЪ