В ходе охотоморской путины отечественные суда добыли 808 тыс. тонн минтая, освоение общего допустимого улова составило 89,4%. Специалисты КамчатНИРО отмечают нехарактерное распределение промысловых скоплений по районам в этом году.
Минтаевая путина проходила в Охотском море с 1 января по 9 апреля. В ее информационном сопровождении традиционно принимали активное участие специалисты Дальневосточных отраслевых НИИ.
По данным судовых суточных донесений (ССД), на специализированном траловом промысле, как и в прошлом году, было задействовано 164 добывающих судна. Наиболее многочисленной была флотилия из Приморского края, на втором месте были камчатские рыбаки, на третьем – сахалинские. В такой же последовательности распределились и показатели общего вылова по регионам.
На 10 апреля разноглубинными тралами в режиме промышленного рыболовства в исключительной экономзоне РФ было освоено около 769,5 тыс. тонн минтая – больше, чем в прошлом году (733,6 тыс. тонн). Еще порядка 38,6 тыс. тонн (в 2014 г. — 40,6 тыс. тонн) добыто на других видах промысла, главным образом, снюрреводном у Западной Камчатки. Как сообщили Fishnews в пресс-службе Камчатского НИИ рыбного хозяйства и океанографии, общий вылов по итогам путины составил 808 тыс. тонн, освоение общего допустимого улова – 89,4%. Добыча минтая за аналогичный период прошлого года в абсолютном выражении была ниже (774,4 тыс. тонн), а в относительном, из-за меньшего ОДУ, — напротив, выше (94,3%).
Основной причиной того, что в 2015 г. тем же количеством флота на траловом промысле были освоены большие объемы минтая, ученые называют большее количество выполненных промысловых операций.
Лидером по общему вылову стала, как и в 2013–2014 гг., Западно-Камчатская подзона. Там было освоено более половины всех уловов (54,7%).
Путина 2015 г. существенно отличалась от предшествующих в плане распределения по районам промысловых скоплений и, соответственно, флота и вылова. Так, практически весь январь основная добыча минтая была сосредоточена в Северо-Охотоморской подзоне в районе банки Кашеварова. В отдельные дни количество судов там достигало 56 единиц, максимальный суточный вылов составлял 7,9 тыс. тонн, средний — 3,7 тыс. тонн. Всего за месяц в районе было добыто более 110 тыс. тонн минтая, что является своеобразным рекордом. В январе 2014 г. в Северо-Охотоморской подзоне было освоено всего 7,5 тыс. тонн.
В феврале основной акцент промысла постепенно сместился в Западно-Камчатскую подзону. На акватории к северу от 57-й параллели и до горла залива Шелихова единовременно работало до 117 судов, в среднем за сутки добывавших 7,6 тыс. тонн, максимум – 12 тыс. тонн. За месяц в районе было поймано порядка 213 тыс. тонн. В Северо-Охотоморской подзоне в феврале интенсивность промысла постепенно снижалась, а 22 числа лов в районе полностью прекратился. Всего в подзоне за месяц было освоено около 36 тыс. тонн при среднесуточном вылове в 1,4 тыс. тонн.
В марте ситуация вновь изменилась. Хорошая промысловая обстановка сложилась севернее и северо-западнее впадины ТИНРО в пределах Северо-Охотоморской подзоны. Соответственно, часть флота из Западно-Камчатской подзоны переместилась в этот район. Там работало до 64 судов с максимальным суточным выловом в 6 тыс. тонн, средним — 2,8 тыс. тонн. За март в подзоне поймано около 86,7 тыс. тонн. В Западно-Камчатской подзоне интенсивность промысла постепенно снижалась от начала к концу месяца. Максимальный вылов за сутки силами 119 судов составлял 11,7 тыс. тонн, средний — 7,4 тыс. тонн, а общий за месяц — 230,9 тыс. тонн.
В начале апреля в Северо-Охотоморской подзоне работало до 74 единиц флота, максимальный суточный вылов всеми судами составлял 7,3 тыс. тонн, средний — 5,7 тыс. тонн, а общий — 51,6 тыс. тонн.
В Камчатско-Курильской подзоне в путину 2015 г. интенсивность добычи минтая была невысока. Общее количество судов за счет маломерного флота на снюрреводном промысле в конце марта достигало 40, а в остальное время не превышало 27 единиц. Максимальный суточный вылов за всю путину составлял 1,8 тыс. тонн, а средний — 0,6 тыс. тонн.
Специалисты КамчатНИРО считают, что в основе столь необычного распределения промысловых скоплений минтая в этом году лежат термические условия. Установлено, что в январе у Западной Камчатки наблюдались аномально высокие значения температуры воды, что, очевидно, препятствовало преднерестовым миграциям производителей в этот район. В феврале–марте в связи с выхолаживанием вод ситуация изменилась, промысловые скопления минтая появились и в этом районе. В итоге, большая часть путины прошла именно в Западно-Камчатской подзоне, где были освоены основные объемы минтая (54,7% общего вылова), отмечают ученые.
В январе–апреле 2015 г. в северной части Охотского моря основу промысловых уловов обеспечивал минтай двух размерных групп: 30–33 см и 41–44 см. Первый пик ассоциируется с четырехлетними рыбами урожайного поколения 2011 г., второй — с семилетними малочисленной генерации 2008 г. Таким образом, в очередной раз подтвердилась высокая численность поколения 2011 г. Вступление минтая этой когорты в промысловый запас способствовало тому, что отмечавшееся после 2010 г. снижение ресурсов североохотоморского минтая в этом году прекратилось, запасы стабилизировались на среднем уровне, подчеркнули в КамчатНИРО.
Однако повышенный прилов минтая генерации 2011 г. вызывает у специалистов и определенную озабоченность. Это связано с тем, что рыбы непромысловой длины в обработку, как правило, не поступают, а выбрасываются за борт, что существенно подрывает потенциальную урожайность поколения. Тем не менее, по прогнозам ученых, в 2016 г. ожидается рост и нерестового, и промыслового запасов, а предварительные данные о повышенной численности поколения 2013 г. позволяют надеяться, что тренд на увеличение ресурсов продолжится и в будущем.
Источник: Fishnews