Конгрессмены ищут пути эффективного использования ВБР

В течение двух дней участники конгресса рыбаков на круглом столе обсуждали экономические, экологические и социальные аспекты использования водных биоресурсов. Диаметрально противоположные точки зрения после проработки лягут в основу резолюции и попадут в доклад к заседанию президиума Госсовета.

Задействовать берег

Заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук, который выступил модератором первого круглого стола, сразу сообщил бизнесу посыл: «Нам необходимы конкретные предложения, как более эффективно и рационально использовать то, что есть. Государство хочет видеть от отрасли бо́льшую отдачу», – сказал замглавы ведомства.

Как сообщает корреспондент Fishnews, Приморский край высказал традиционную, но по-прежнему не теряющую актуальности позицию – чтобы ловить эффективно, надо объединить промысловое пространство и создать единую промысловую квоту. «Разделение на промышленное и прибрежное рыболовство не имеет под собой ни биологического, ни экономического обоснования. Административный барьер ограничил доступ рыбаков к ресурсу, создал препятствие для промышленного рыболовства. Происходящее совсем не способствует эффективному и полному освоению промысловых запасов водных биоресурсов. Более того, оно приводит к дополнительным финансовым и временным затратам рыбаков, – сказал директор департамента рыбного хозяйства Приморья Александр Передня. Он отметил, что после введенных в 2004 г. разграничений (на промышленное и прибрежное рыболовство) у рыбаков края пропала возможность вести лов камбалы на западно-камчатском шельфе. Теперь этот промысел доступен только рыбакам Камчатской области и Корякского автономного округа. То же самое случилось и с выловом камчатского краба в Северо-Охотоморской подзоне. Добычу краба сейчас могут вести только рыбаки из Хабаровска и Магадана. Кроме того, у рыбопромысловых судов возникают проблемы по пересечению границы РФ. Александр Передня напомнил, что рыбаки до сих пор не могут ходить Первым Курильским проливом и вынуждены идти Четвертым, тратя на топливо миллионы рублей. Между тем, разница в расстоянии составляет свыше 200 миль. По словам главы департамента, только за 2014 г. за неимением возможности прохода через Первый Курильский пролив одно из предприятий понесло финансовые потери в размере 27 млн. рублей только на технические издержки: было потрачено 120 тонн дизельного топлива.

По мнению Александра Передни, сегодня прибрежное рыболовство ничем не отличается от промышленного, суть его давно потеряна. «Объединение внутреннего моря, континентального шельфа и исключительной экономзоны соответствует государственным задачам развития рыболовства и будет способствовать упрощению, «прозрачности» механизма распределения квот добычи водных биоресурсов», – резюмировал директор департамента.

С таким подходом не согласился министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын. Он отметил, что прибрежное рыболовство – это основа экономики Камчатки, и большинство отдаленных территорий живут только за счет рыбы. «Попытка обосновать единое промысловое пространство и квоту снятием административным барьеров неправдоподобна! Попытки же усовершенствования системы прибрежного рыболова уже чуть не привели к его краху. Мы считаем невозможным рассматривать предлагаемое объединение без одновременного обеспечения загрузки берега. Мы не сможем сохранить береговые поселки. Вы предлагаете очень сладкий пряник сейчас, но перспектива реализации этой идеи на практике может обернуться для наших сел трагедией», – заявил Владимир Галицын.

Но и на это у приморцев нашелся ответ:

«Мы предложили бы стимулировать поставки для береговых предприятий экономически – у нас есть ставка сбора за водный биологический ресурс. Предприятия, которые изъяли объекты промысла и поставили на береговой комбинат, должны получить нулевую ставку сбора. Таким образом, мы поддержим вектор в сторону береговых предприятий», – предложил выход Александр Передня.

Сахалинцы в лице заместителя председателя правительства области Игоря Быстрова поддержали камчатских коллег. По мнению зампреда, не все объекты должны попадать в единое промпространство. «Мы должны сохранить инфраструктуру, которая традиционно складывалась вокруг рыбацких поселков, сохранить там население, предоставить работу. Для Сахалина, как и для Камчатки, рыба – способ поддержки жизни на определенных территориях. Нельзя сейчас взять и все обнулить», – подчеркнул Игорь Быстров.

Петр Савчук прекратил дискуссию, отметив, что «идея об объединении разумная, но требует детальной проработки и времени». «Если говорить об эффективности, то объединение позволит на 100 тыс. тонн больше ловить. Но мы можем упустить социальные аспекты, нарушить интересы субъектов. Предлагаю создать рабочую группу и продолжить работу по этому вопросу», – заключил зампред.

Задействовать голову

Руководитель ОАО «Магаданрыба» Руслан Теленков акцентировал внимание на самом понятии «эффективное рыболовство» – это максимальный улов за минимальное время. Плюс – производство высококачественного продукта. В этом, по его словам, основа отраслевой экономики. «Ни переработка, ни строительство флота, ни проекты по модернизации инфраструктуры на берегу не являются базой экономики рыболовства. Зачем «размазывать» производственный цикл, создавать дополнительные рабочие места и в конечном итоге, увеличивать себестоимость?! Ради выполнения призрачных социальных обязательств? А разве на судне – не рабочие места?», – справедливо заметил спикер. Он напомнил простую истину: технический прогресс, модернизация, о которой так много говорят власти, ведет к сокращению рабочих мест, к автоматизации процессов, к уменьшению себестоимости продукта.

«Наш пароход должен быть максимально подготовленным и эффективным, мы должны на него подобрать такой экипаж, который, как команда спортсменов, будет соревноваться за лучший результат. А где набрать «спортсменов», если зарплата будет размазана между берегом и морем?! Мы должны думать над тем, какой лучше трал сконструировать, как организовать лучше работу судна, производственного цеха и т.д. – вот это основные задачи рыбака, а не мифическая «эффективность» и работа смежных отраслей, которые к эффективности самого рыболовства не имеют никакого отношения», – заявил Руслан Теленков.

Бизнесмен призвал не поддерживать переработку и судостроение «руками рыбака». В противном случае экономическая выгода заводов будет равна экономическому убытку рыбодобытчиков. По словам Руслана Теленкова, переработчики должны покупать сырье на свободном рынке сырье (приобретая «взвешенный» – оправданный и необходимый заводу – ассортимент), а флот надо строить там, где есть идеальное сочетание «цена-качество», ведь параметры судна должны определяться параметрами рыбалки, а не его новизной. «Иначе мы ведем речь о скрытых дотациях», – считает глава магаданского предприятия. Говоря о развитии переработки, он призвал сконцентрировать ее не на берегу, а на континенте – в местах, близких к потребителю.

«Очень легко можно угробить эффективные отрасли за счет слабых, – заметил бизнесмен. Руслан Теленков отметил, что вокруг крупных и успешных компаний, отраслей всегда будет развитие. Причем идти оно будет естественным путем, потому что «никто на мешках сидеть не будет», прибыль всегда будет направлена на дальнейшее процветание и прогресс.

По мнению спикера, сегодня фактором стабильности и залогом будущего успешного развития является «исторический принцип» распределения долей квот. Прогресс в отрасли появился только после закрепления лимитов на длительный период.

«Государство не должно ставить условие по повышению эффективности использования ресурса. Это все равно, что любому другому бизнесу ставить такую задачу и если он ее не исполнит, то запретить вести бизнес. Предприниматель сам заинтересован, чтобы работать эффективнее, и для этого не нужен пинок», – заключил Руслан Теленков.

Коллегу поддержал президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков. «Кажется, что сложилось негласное противостояние рыбаков и государства. Но это не так. Вы говорите о низких показателях работы отрасли, но исторический отрезок, который вы анализируете, слишком короткий. Нам только дали стабильность и возможность планировать. И сегодня нам не предлагают никакого иного развития кроме как перераспределение квот», – сказал глава отраслевого объединения. По его мнению, существующая модель является эффективным механизмом и требует не модернизации, а настройки.

«Рыболовство является локомотивом, которое потянет за собой развитие и других отраслей – и переработку, и строительство флота. Ведь настанет момент, и рыболовству потребуются суда, и мы начнем их строить», – отметил Александр Дупляков. По его словам, государство, закрепив квоты на 10 лет, создало предпосылки для развития рыбной отрасли, и сейчас правильней было бы сосредоточить усилия на создании предпосылок для развития других отраслей – например, того же судостроения. Президент ассоциации также уточнил, что давно пора определиться с терминами. «Надо четко определить, что есть рыболовство, что оно включает и т.д. Иначе мы постоянно будем заниматься обсуждением развития смежных отраслей», – заключил он.

Как было, больше не будет

Однако Петр Савчук призвал коллег обратить внимание на ключевые цели, которые он обозначил в начале дискуссии. «Давайте предложения по развитию, а не рассказывайте нам, что и так все хорошо и что вас трогать не надо. Должны быть четкие предложения. То, как вы работали до этого, больше не будет. Эта история закончена», – подвел итог обсуждению модератор.

Дискуссия продолжится в рамках рабочих групп. Рекомендации и предложения, которые удастся выработать, будут отражены в резолюции и впоследствии – в докладе руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова на заседании президиума профильного заседания Госсовета.

Источник: Fishnews