Сто лет назад Северный морской путь впервые покорился русским мореплавателям

16 сентября 1915 года в Архангельск прибыла гидрографическая экспедиция Бориса Вилькицкого.

Экспедиция на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» из Владивостока в Архангельск проходила в 1914-1915 годах, это было первое в истории сквозное плавание Северным морским путем с востока на запад.

Отметим, что ранее в 1878–1879 гг. Севморпуть был пройден с запада на восток экспедицией шведского исследователя Нильса Норденшельда, профинансированной совместно шведским правительством, шведскими и русскими предпринимателями.

Отметим также, что экспедиция Бориса Вилькицкого прошла Северный морской путь, сделав остановку на зимовку у полуострова Таймыр. За одну навигацию Севморпуть впервые был пройден экспедицией под руководством Отто Шмидта на судне «А.Сибиряков» в 1932 году.

Сквозное плавание Вилькицкого по Севморпути состоялось в рамках гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), которая проходила в 1910-1915 годах. Она была организована с целью разработки и освоения Северного морского пути. ГЭСЛО продвигалась северной акваторией с востока на запад. Эта экспедиция выполнила описание северного побережья Восточной Сибири и многих островов, собрала большое количество данных о течениях, ледовой обстановке, климате и магнитных явлениях. В 1913 году была открыта Земля Императора Николая II (ныне Северная Земля), что стало последним значительным географическим открытием на земном шаре. Именем Вилькицкого назван пролив, отделяющий полуостров Таймыр от архипелага Северная Земля и соединяющий Карское море с морем Лаптевых. За шесть лет плавания на ледокольных пароходах «Таймыръ» и «Вайгачъ» в разное время прошли службу больше тридцати офицеров Императорского флота.

Экспедиции с признанием современников не повезло, она закончилась, когда в Европе уже вовсю полыхала война и противоборствующим странам было не до географических открытий за Полярным кругом. После революции большинство ее участников оказались в эмиграции, и о них предпочли забыть. Позже Руаль Амундсен с сожалением скажет: «В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь цивилизованный мир!»

Источник: Арктика-Инфо