Рыба к обеду

Калининградские производители заместят импортные шпроты, если решится вопрос сырья

Калининградские переработчики рыбы готовы нарастить производство шпрот, заняв нишу латвийских и эстонских производителей консервов. Однако для этого необходимо увеличить добычу сырья, решить кадровые и инфраструктурные проблемы. Сейчас в регионе готовят областную программу по увеличению производства рыбопродукции. Документ, в частности, учтет вопросы подготовки специалистов, развития флота, береговых и перерабатывающих мощностей.

Ежегодно в нашей стране потребляют около 200 миллионов банок шпротных консервов, из которых доля продукции российского производства составляет 39 процентов. В Калининградской области выпускается 25 миллионов банок шпрот. И это далеко не предел. Особенно с учетом того, что товары основных конкурентов – латвийских и эстонских производителей – летом текущего года попали под запрет Россельхознадзора.

По словам директора одного из крупнейших калининградских рыбокомбинатов Леонида Толстоброва, сейчас предприятие производит 10 миллионов банок шпротных консервов в год. Увеличив поставки сырья и количество рабочих мест, рыбокомбинат сможет нарастить выпуск шпрот в два раза. Исполнительный директор другого комбината Василий Маруненко рассказал о возможном росте производства на 15 процентов, до 7,5 миллиона банок, при существующих мощностях. Однако и здесь вопрос упирается в сырье.

Председатель правления рыболовецкого колхоза Леонид Попов, в свою очередь, говорит о необходимости увеличения квот на вылов. Благодаря государственной поддержке добытчики рыбы провели модернизацию судов, которая позволила осваивать существующие лимиты практически на 100 процентов. Значит, теперь следует пересматривать максимальный объем вылова.

– За всю историю колхоза, с 1947 года, мы никогда не ловили на малом рыболовном траулере кормового траления больше двух тысяч тонн рыбы, – делится информаций Леонид Попов. – Сейчас на каждый пароход приходится по 2,1-2,2 тысячи тонн.

До сих пор объемы разрешенного вылова в самом западном российском регионе только снижались. За пять последних лет квоты на кильку для Калининградской области, по данным регионального правительства, сократились почти на треть. Однако в текущем году в конце августа министерство сельского хозяйства России увеличило допустимый вылов кильки и салаки в Балтийском море для российских рыбаков.

Килечная квота возросла почти вдвое – до 26 тысяч тонн. Салаки разрешили выловить на 4,7 тысячи тонн больше – порядка 11 тысяч тонн. Львиная доля общего допустимого улова мелкосельдевых пришлась на самый западный российский регион, который ведет основной промысел кильки и салаки. Если позитивная тенденция сохранится и в будущем году, калининградские предприятия смогут заместить латвийские и эстонские консервы.

– Мы договорились с промысловиками, рыбодобытчиками увеличить объем производства рыбопродукции, в частности шпрот, – комментирует ситуацию глава области Николай Цуканов. – Долгосрочная программа будет предусматривать в том числе улучшение береговой инфраструктуры, модернизацию и строительство новых судов. Мы просчитаем необходимые средства и выйдем с предложением в Росрыболовство за поддержкой.

Для роста производства необходимо не только увеличить квоты на добычу рыбы, но и готовить для отрасли квалифицированных специалистов, уверены эксперты. Этот вопрос обсуждался на совете ректоров образовательных организаций Федерального агентства по рыболовству, который прошел на днях в Калининграде.

Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков отметил, что сегодня отраслевой образовательный комплекс в целом обеспечивает потребности отрасли в квалифицированных специалистах. Несмотря на сложную демографическую ситуацию, вузам удается выполнить план приема абитуриентов.

– Вместе с тем поставленные задачи модернизации системы профессионального образования требуют от образовательных организаций слаженной и конструктивной работы, – подчеркнул Илья Шестаков. – Обращаю внимание руководителей вузов на необходимость сохранения профиля деятельности колледжей и техникумов, накопленного ими опыта, кадрового потенциала, материально-технической базы, традиций среднего профессионального образования.

Нельзя допустить, чтобы все это “растворилось” в вузовской системе.

Глава Росрыболовства подчеркнул, что требования к образовательным организациям ежегодно ужесточаются.

Для достижения пороговых критериев мониторинга эффективности образовательные учреждения отрасли должны активнее взаимодействовать с реальным сектором экономики, привлекать к работе ведущих ученых, участвовать в конкурсах на получение научных грантов.

– Одним из важных резервов данной работы может стать расширение сотрудничества вузов с рыбохозяйственными научными институтами, они входят в лучшие исследовательские организации, – добавил Илья Шестаков. – Тенденция объединения науки и образования будет усиливаться.

А как у соседей?

Предприятия Мурманской области ежегодно вылавливают 600-700 тысяч тонн водных биоресурсов. Годовой объем выпуска рыбной продукции колеблется в пределах 510-600 тысяч тонн. По последним данным, мурманские рыбаки в 2015 году идут с опережением на 13 тысяч тонн к вылову аналогичного периода прошлого года. Основу рыбной отрасли региона составляет добывающий флот, который насчитывает более 200 морских промысловых судов. Сейчас рыбопромышленники Заполярья продолжают работу по техническому переоснащению флота – в течение прошедших двух лет приступили к промыслу три новых современных рыбодобывающих судна, значительное количество судов прошло модернизацию, что повысило эффективность их работы.

Источник: «Российская газета» – Экономика Северо-Запада