Владимир Волкогон: Наука значительно оживилась

Ректор КГТУ Владимир Волкогон ответил на вопросы “Клопс”

— В одном из интервью 2014 года Вы говорили об основных проблемах образования: о недостаточном финансировании, о недостаточной научной работе вузов и проблемах с молодыми кадрами. Как обстоят в этих направлениях дела сейчас, в 2018 году, что изменилось?

— Я начну с молодых кадров. Все эти годы руководство университета принимало ряд мер и программ для того, чтобы лучшие выпускники университета оставались в аспирантуре, а затем пополняли ряды профессорско-преподавательского состава и находили место в науке по направлениям нашего университета. Большую роль играет социальная составляющая, которую молодёжь уже почувствовала благодаря “майским указам” Президента и благодаря вниманию областного правительства, предоставляющего административное жильё молодым учёным и преподавателям.

До недавних пор подобной практики не существовало. Как только появилась такая возможность и были предоставлены первые 15 служебных квартир для молодых преподавателей и учёных всех наших подразделений – колледжа, академии и университета, – оживились студенты вторых и третьих курсов. На реальных примерах ребята увидели, что дальнейшая работа в университете и связанная с наукой карьера дают возможность получить крышу над головой и достойную зарплату в перспективе.

Наша стратегия заключается в том, чтобы охватить как можно больше способных студентов и курсантов, начиная с первого дня пребывания в академии и университете. Раньше профессорско-преподавательский состав подбирал себе способных студентов на четвёртых-пятых курсах при выполнении курсовых проектов или дипломных работ, после чего начиналась совместная работа и, в хорошем смысле слова, агитация за продолжение работы в вузе.

Сегодня мы ставим задачу привлекать в научные кружки, разбивать по научной тематике и направлениям и организовывать наставничество, начиная с первого курса, поскольку к третьему-четвёртому курсу многие студенты, тем более способные, уже определились, где они себя видят, а многие к этому времени и работают в каких-либо сферах. И если мы, таким образом, привлечём к научной деятельности, к отраслевой тематике направлений КГТУ на первом курсе 100 способных студентов, и из них на выпуске останется хотя бы десять человек, это уже будет хороший результат, это будет действительно талантливая молодёжь, на которую возложены наши надежды, которая впоследствии пополнит ряды профессорско-преподавательского состава, наши научные школы.

Теперь, что касается финансирования… Денег, говорят, всегда не хватает, их всегда мало.

Мы очень чётко выстраиваем приоритетные направления деятельности КГТУ и всех его структур, и аккумулируем финансовую поддержку именно этих направлений. Благодаря этому имеющиеся денежные средства, полученные из государственных и внебюджетных источников, позволяют развивать материальную базу и инфраструктуру университета. Регулярно и довольно активно обновляется сеть компьютерного парка, развиваются IT-технологии. Согласно международным требованиям мы должны развивать нашу тренажёрную базу по конвенционной подготовке моряков, поэтому она постоянно модернизируется.

О науке. В 90-х и начале 2000-х годов наука не получала финансовой поддержки государства вообще. Чтобы достойно жить, профессорско-преподавательский состав был вынужден науку заместить педагогической деятельностью. Их не просто в этом нельзя винить, им нужно сказать за это “спасибо”. Благодаря им сохранились научные направления, сохранилось образование, сохранились те специальности, которые сейчас востребованы отраслью, регионом, страной.

Проблема же состоит в том, что в ходе этого трудного для нашей страны периода часть профессорского-преподавательского состава утратила навыки, необходимые для научных исследований, часть просто потеряла желание заниматься наукой, и вернуть определённую часть профессорско-преподавательского состава в научную сферу оказалось очень сложно.

В последние годы и государство, и университет начали выделять определённые денежные средства на возрождение науки. В КГТУ наука значительно оживилась. С 2016 года основной площадкой, с которой мы связываем надежды на инвестиции в науку и инновации, является площадка МариНет. На данной площадке университетом заявлено несколько проектов, и есть определённые результаты. Кроме этого, по темам Росрыболовства у нас также активно работают научные группы, и эти показатели значительно выросли. Главное, на мой взгляд, заключается в том, что учёные осознали необходимость своих исследований и разработок, что дало дополнительный импульс для их дальнейшего вклада в науку.

— Какие направления наиболее перспективны в КГТУ сегодня?

— Среди перспективных областей деятельности я бы отметил очень эффективно работающих, как в теоретическом, так и в реальном секторах, наших учёных-энергетиков. Сохранена научная школа, постоянно ведутся исследования и разработки. На наш взгляд, успех энергетического направления КГТУ заключается в совместной работе разных поколений. На кафедре электрооборудования судов и электроэнергетики, возглавляемой профессором Валерием Феодосиевичем Белеем, есть и 50-летние, и 40-летние сотрудники, есть аспиранты. На защиту дипломных работ студентов приходят представители предприятий, которые, увидев потенциал выпускников, убеждают их трудоустраиваться у них.

Нельзя не отметить успехи кафедры пищевой биотехнологии под руководством профессора Ольги Яковлевны Мезеновой. В 2017 году был выигран европейский грант, и за его счёт создан “Центр передовых технологий использования белков (ЦПТИБ)”, где разрабатываются технологии переработки отходов рыбного производства в качественный протеин. Использование этой технологии решает сразу несколько задач: минимизация вреда, наносимого окружающей среде; исключение затрат на утилизацию отходов; получение прибыли от реализации протеина, востребованного и в фармацевтике, и в спорте, и при изготовлении кормов для аквакультуры.

Не могу не остановиться на направлении, которым мы особенно гордимся. Это подготовка морских специалистов по конвенционным специальностям. Данную работу ведет Калининградский морской рыбопромышленный колледж по программам среднего профессионального образования и Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота по программам высшего образования. Оба этих учебных заведения входят в состав университета. Ни для кого не секрет, что выпускники морских специальностей нашего вуза и по среднему, и по высшему образованию очень востребованы как в рыбохозяйственном сообществе России, так и за рубежом.

Можно долго дискутировать о работе части наших выпускников, получивших образование за счет средств государственного бюджета, в иностранных компаниях. В оправдание этому есть как минимум два очень серьезных аргумента: бюджетные средства, потраченные на подготовку специалистов, возвращаются в регион в многократном размере. По самым скромным подсчётам, более 500 миллионов долларов в год в виде зарплат моряками нашего региона приносятся в их семьи. Эти деньги идут на улучшение жилья, направляются на социальную сферу, на учёбу детей, вкладываются напрямую в экономику нашего региона.

Существует и второй положительный аспект: в ближайшие годы планируется постройка нового рыбопромыслового флота в количестве как минимум ста единиц средних и крупнотоннажных судов. При вводе новых судов в эксплуатацию не будет недостатка кадров с соответствующей квалификацией. Необходимый уровень профессиональной подготовки выпускники будут иметь благодаря работе по специальности на зарубежном флоте. Мы действительно гордимся нашими выпускниками морских специальностей, так как высокий уровень их профессиональной подготовки признан во всем мире.

В КГТУ существует множество других направлений, готовящих достойные кадры по востребованным в регионе специальностям.

То есть с поиском работы у Ваших выпускников проблем нет?

— С поиском работы у выпускников особенно морских специальностей, проблем действительно нет. Чтобы не было трудностей у всех наших выпускников, и в колледже, и в университете, и в академии созданы центры содействия трудоустройству, изучающие потребности рынка труда и предлагающие рабочие места во всех регионах страны. Отдельная работа ведется по договорам с зарубежными компаниями.

По поручению руководителя Росрыболовства Ильи Васильевича Шестакова создана электронная площадка вакансий всех рыбохозяйственных учреждений и организаций Российской Федерации. Эту электронную базу разработал коллектив IT-специалистов КГТУ. Она будет прикреплена к сайту Федерального агентства по рыболовству, и мы уверены, что данная система упростит, с одной стороны, поиск выгодной и интересной работы для всех выпускников нашего учебного комплекса и других отраслевых вузов, а, с другой стороны, поможет работодателям из рыбохозяйственных учреждений и организаций более качественно заполнять свои вакансии.

Как изменились студенты?

— Мне посчастливилось наблюдать за тем, как менялись студенты последних двадцати с лишним лет. В целом студенты и курсанты изменились, и изменились в лучшую сторону. У них появилась осмысленность в образовании, появились личные цели. Все больше и больше абитуриентов приходят получать специальность именно на то направление, которое им интересно. Да, пока не все, но это изменение явно наблюдается.

Я вижу, насколько выросла за последнее десятилетие культура молодежи, культура в общении, культура в отношении к старшим и, что очень чувствуется, растет патриотизм по отношению к своей стране. Мы стараемся, чтобы студенты и курсанты гордились своим вузом. Наш лозунг, которым мы руководствуемся в нашей работе: “В учебном заведении главный человек — это студент!” Такая идеология дает свой результат, и студенты это чувствуют. Образование, в нашем понимании, – это не только получение профессии.

Мы делаем все, чтобы период обучения сопровождался личностным развитием студентов и курсантов в интересных для них сферах. Мы считаем, что только всесторонне развитый человек может быть достойным членом нашего общества. Студенты это ценят, потому что им предоставляется возможность развивать себя в разных областях от спорта до творческой деятельности. Молодёжь совершенствуется, и руководство университета создает все необходимые условия для получения качественного образования и всестороннего развития.

Источник: Клопс