Чем полезна арктическая рыба

В северных морях смогут добывать породы, которые раньше там не водились, а в центре Северного Ледовитого океана рассчитывают найти новые промысловые места

Глобальное потепление и тая­ние льдов в Северном Ледо­витом океане приводят к ак­тивной миграции его обитателей. Учёные уже нашли большое коли­чество минтая в Чукотском море и краба-стригуна в Карском море, ко­торых раньше там не наблюдали. В Совете Федерации рекомендуют как можно скорее бросить силы на до­полнительные исследования освобо­дившихся от ледяного плена участ­ков океана и закрепиться на новых местах раньше, чем другие страны. Чем так ценна рыба из Арктики для потребителей, и как наращивать про­мысел, чтобы не переусердствовать и не истребить вновь открытые за­пасы биоресурсов?

Мечта долгожителя

Каждый год российские рыбаки до­бывают в Северном бассейне около 580 тысяч тонн рыбы. Это примерно 11,5 процента общего вылова, а если разделить её всю на пачки по одно­му килограмму, то это 580 миллио­нов упаковок. По данным Всерос­сийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и оке­анографии (ВНИРО), в магазины ве­зут в основном такие виды, как на­вага, сайда, палтус, морской окунь, мойва, сельдь, зубатка и треска. В арктических реках и озёрах водят­ся атлантический и тихоокеанский лосось, сиг, осетр, форель, голец и хариус, которые становятся пищей и доходом местного населения.

Вся рыба содержит необходимые человеку белок, жиры, витамины (A, B1, B2, B3, B6, B9, B12, C, D и E) и ми­нералы (калий, фосфор, серу, хлор, натрий, магний, кальций, йод, цинк, железо, фтор). Но у всех сортов есть свои особенности. Что полезно­го можно получить из арктической рыбы? Например, палтус и сельдь особенно богаты витамином А, кото­рый необходим для развития клеток кожи, костной ткани и полезен для зрения. В лососи много витамина D, который помогает организму усваи­вать кальций и фосфор и обеспечи­вает тем самым крепость костей, и витамина B12, который нужен для выработки организмом эритроцитов и нормального развития нервной си­стемы. В треске тоже большое коли­чество витамина B12, а также вита­мина PP, нужного для нормальной ра­боты желудочно-кишечного тракта, и кальция, незаменимого для костей и особенно необходимого детям в пе­риод роста. А в её печени содержится почти дневная норма витамина D.

Все сорта морской рыбы содер­жат много витамина Е, который участвует в регенерации клеток, улучшает их питание и замедляет старение организма, и йода, благо­даря которому щитовидная железа синтезирует гормоны, влияющие на рост, метаболизм, репродуктивную функцию, физическое и умственное развитие, настроение.

В рыбе к тому же есть в боль­шом количестве незаменимые для организма омега-3 жирные кислоты, которые нормализуют артериаль­ное давление, успокаивают нерв­ную систему, улучшают внимание и память, улучшают состояние волос, ногтей и кожи, снимают воспаление и повышают иммунитет. Передови­ками в этом плане являются фо­рель, лосось, тунец голубой, скум­брия и палтус – содержание омега-3 в них намного выше, чем кислот омега-6, переизбыток которых при­водит к ожирению и сердечно-сосудистым заболеваниям.

Как начать вылавливать больше

В Северном бассейне собрались наращивать объёмы промысла и стимулировать переработку рыбы. Эту цель должны заложить по по­ручению президента в новую стра­тегию развития Арктики до 2035 года. Как это сделать? По мнению сенатора Игоря Зубарева, зна­чительный скачок в увеличении переработки рыбы удастся совер­шить благодаря механизму «квоты в обмен на инвестиции», который ввели в 2016 году. С того момента 20 процентов квот на вылов стали выдавать компаниям в обмен на обязательство построить корабли на российских вервях или создать мощности для переработки во­дных ресурсов.

«Сейчас уже мож­но говорить, что это работает, – стали строиться новые суда и при­брежные рыбоперерабатывающие заводы. К концу 2025 года по ре­зультатам прошедших трех этапов кампании на российских верфях построят 43 новых рыбопромысло­вых судна: для хозяйств Дальнего Востока — 18 судов, для Севера — 25 судов», – рассказал он.

Кроме того, надо осваивать и новые места для вылова рыбы, счи­тает Зубарев. Дело в том, что льды в Северном Ледовитом океане та­ют, открывая новые участки воды, и рыба может мигрировать в глубь океана. Поэтому России нужно за­креплять свои права на этих участ­ках, прежде всего, за счёт лидирова­ния в научных исследованиях.

Надо догонять уплывающую рыбу

Сейчас Россия, как и каждая из приарктических стран (а это Канада, Дания, Норвегия и США), может добывать любое количество рыбы в своих исключительных экономи­ческих зонах, которые протягива­ются на 370 километров от берега. У нас есть право на промысел в Баренцевом, Белом, Карском, Вос­точно-Сибирском, Чукотском морях и море Лаптевых. В морях, которые омывают другие государства, добы­вать ресурсы Россия тоже может, но только в пределах квот, выделяемых ей в рамках региональных рыбохо­зяйственных организаций, консуль­таций прибрежных государств, а также через двусторонние межпра­вительственные договоренности с Норвегией, Фарерскими островами, Гренландией и Исландией, пояснил изданию директор Всерос­сийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и оке­анографии Кирилл Колончин.

Что же касается центральной части Северного Ледовитого океа­на, она не принадлежит ни одной стране. В прошлом году Россия, США, Дания, Канада, Норвегия, Исландия, Япония, Китай, Корея и Европейский союз подписали соглашение, в котором обязались не начинать коммерческое рыболов­ство в центре Северного Ледовитого океана, пока не будет достаточ­ной научной базы о его запасах и экосистеме. История знает приме­ры, когда из-за неконтролируемого промысла подрывались запасы це­лых видов, и промысел вынужденно приостанавливали. Такие ситуации возникали с минтаем, атлантиче­ской треской. Теперь по отноше­нию уже к центральным районам Северного Ледовитого океана вы­бран верный научный подход, считает Игорь Зубарев. Но России стоит поторопиться с проведени­ем исследований в новых районах и выделить на них деньги. Нужно гарантировать соблюдение инте­ресов России, когда будут дальше обсуждать судьбу ресурсов в тех местах, подчеркнул он.

В Совете Федерации уже попро­сили Правительство РФ направить побольше денег на научные изы­скания. В июле, после выступле­ния в палате главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева, сенаторы направили в кабмин постановление с рекомендацией выделить из федерального бюджета дополни­тельное финансирование исследований водных биологических ресурсов в российском секторе Арктики и Антарктики. При этом нужно использовать не только бюджетные деньги – стоит поду­мать о том, чтобы наладить госу­дарственно-частное партнёрство, считают в палате регионов. Ведь это нужно и компаниям, которые смогут добывать больше рыбы для продажи.

Пока исследования запасов на­ладили в прибрежных морях. И они дают любопытные результаты. В августе стартовала масштабная Трансарктическая экспедиция ВНИ­РО. «В ходе работ были обнаруже­ны новые виды рыб за пределами их известных ареалов обитания. Это, прежде всего, минтай, которого впервые обнаружили в море Лаптевых, это синяя зубатка и окунь-клювач, которых раньше в море Лаптевых не ловили», – рассказал Колончин. Еще нашли черного пал­туса в восточной части моря Лапте­вых, которого там раньше не было, и краба-стригуна, который широко распределился по акватории Кар­ского моря.

Данные, полученные учеными, позволят усилить позицию России в области управления водными биологическими ресурсами Аркти­ки. Это стало возможным благодаря тому, что Росрыболовство расшири­ло программу ресурсных исследо­ваний, присвоило экспедиционным исследованиям в арктических рай­онах статус приоритетного направления и выделило на них дополни­тельное финансирование.

Источник: Парламентская газета