Российские парусники напомнят миру, кто открыл Антарктиду

На этой неделе мир отметил круглую дату – 200-летие открытия последнего, шестого материка. Экспедиция под командованием Беллинсгаузена и Лазарева достигла берегов Антарктиды 28 января (по новому стилю) 1820 года. Для нас важно, что это был в том числе и триумф русского судоходства – плавание на деревянных кораблях в столь суровых условиях было сложнейшим испытанием.

К сожалению, особого ажиотажа за рубежом эта дата не вызвала, тем более что приоритет российских моряков регулярно пытаются поставить под сомнение. Поэтому если мы хотим, чтобы о событиях 1820 года помнили, нужно самим организовывать мероприятия и проекты, посвященные открытию Антарктиды.

Место встречи изменить нельзя

Справедливо руководствуясь такой логикой, Федеральное агентство по рыболовству приурочило к этой дате проведение уникальной кругосветной экспедиции под названием «Паруса Мира». Вокруг земного шара путешествие совершают два наших учебных парусных судна «Седов» и «Паллада». К проекту присоединился и парусник «Крузенштерн». Правда, он отправился не в кругосветку, а в дальний поход, включающий в себя переход через Атлантику.

За время экспедиции корабли должны посетить 25 стран и 40 портов, пройти более 100 тысяч миль. Если посмотреть число миль по конкретным парусникам, то картина будет такая: «Паллада» пройдет 27 120 морских миль, «Крузенштерн» – 29 011 морских миль, у «Седова» маршрут получится самым длинным – 40 209 морских миль.

«Паллада» стартовала из Владивостока 1 ноября 2019 года, «Крузенштерн» и «Седов» вышли из Калининграда 7 декабря. По последним сводкам «Паллада» после 35-дневного морского перехода достигла чилийского порта Вальпараисо на Тихоокеанском побережье. Корабль прибыл туда 28 января – точно в тот день, который считается днем открытия Антарктиды. Встретили его там очень торжественно – экипажу вручили праздничный торт с изображением парусника, а ученики школы при посольстве России в Чили передали свои рисунки на морскую тематику.

А уже сегодня парусник должен покинуть гостеприимный порт и отправиться дальше. Ему предстоит обогнуть мыс Горн и подойти к Огненной Земле.

Тем временем барк «Крузенштерн» пересек Атлантический океан и 22 января зашел в бразильский порт Рио-де-Жанейро. В честь прибытия участников кругосветного плавания на мемориал на флагштоке возле Национального монумента павшим во Второй мировой войне, рядом с государственным флагом Бразилии, был поднят российский триколор.

В первый же день на борт корабля поднялись полторы тысячи заинтересованных гостей. Стоянка продлилась три дня, и 25 января парусник продолжил плавание. Завтра, 1 февраля, он бросит якорь в порту уругвайской столицы Монтевидео, где пробудет до 4 февраля.

О барке «Седов» известно, что 15 января он пересек экватор. Сейчас корабль тоже держит курс на Монтевидео. По плану он должен добраться до него к 6 февраля, спустя всего два дня после ухода оттуда «Крузенштерна». Интересно, что «Крузенштерн» и «Седов», идущие вдоль берега Южной Америки, частично повторяют тот путь, который прошли Лазарев и Беллинсгаузен, заходят в те же порты.

Все три корабля в середине февраля встретятся на южном краешке Латинской Америки – в аргентинском порту Ушуайя, расположенном на Огненной Земле. Там они примут участие в совместной 200-мильной регате. Числовой символизм четко прослеживается – 200 миль, 200 лет…

В районе Огненной Земли парусники встретятся еще с несколькими российскими яхтами – уже частными. Им будут переданы символы экспедиции, которые яхтсмены позже отвезут на станцию Беллинсгаузена. Часть пути от Ушуайи в сторону Антарктиды все корабли проделают вместе. А непосредственно к самому ледовому континенту отправятся только яхтсмены, «Паллада», «Крузенштерн» и «Седов» туда не пойдут. У них начнется второй этап экспедиции, который будет уже посвящен 75-летнему юбилею Великой Победы.

«В лучшей форме за двадцать лет»

Подробности этого масштабного проекта рассказал журналистам начальник управления мореплавания и практической подготовки Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота Михаил Новиков на специальной конференции, проведенной по этому поводу в МИА «Россия сегодня».

– Во всех портах заходов мы попросили присоединяться все парусные суда, которые там есть, для того чтобы встречать наши корабли, чтобы вместе с ними заходить уже непосредственно в порт. И многие любители-мореплаватели на это откликнулись. В Антарктиде, уже подтверждено, еще один парусник присоединится к нам, скажем так, с любителями-туристами, – сообщил представитель БГАРФ.

Важная деталь – все в этой экспедиции будет напоминать о событиях 200-летней давности. На борту кораблей созданы соответствующие тематические экспозиции, экипажу подготовили форму времен Российской империи начала XIX века. Вторая часть экспедиции, которая пройдет уже под эгидой 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, тоже подготовлена с такой же тщательностью. Росархив передал в распоряжение Росрыболовства документальные материалы, военную хронику. И все это будет демонстрироваться жителям тех городов, которые посетят парусники.

На борту парусников в экспедицию отправились и курсанты. В первую очередь, это курсанты вузов Росрыболовства, а также курсанты институтов Министерства транспорта и участники Клуба молодых юнг.

В течение первых десяти дней, уже имея на руках морские документы, они прошли дополнительный курс, отработали базовые навыки спасения и борьбы за живучесть. После этого ребята включились в обычный корабельный ритм жизни: один день они на вахте, один день на занятиях и один день на судовых работах на палубе. Периодически состав практикантов будет меняться, так что всего за время путешествия через корабли пройдет 600-700 курсантов и юнг.

Отдельно Михаил Новиков подчеркнул, что парусники «Седов» и «Крузенштерн», капитаном-наставником которых он является, находятся в хорошем техническом состоянии.

– Я могу сказать, что за последние лет двадцать они находятся, наверное, в лучшей своей форме. По объему тех ремонтных работ, которые были произведены и на «Седове», и на «Крузенштерне», объему переоборудования, улучшения условий жизни для экипажа, смены оборудования на камбузе, кондиционирования, внутренних механизмов оборудования – такого объема вложенных средств у нас не было очень долгое время. Оба парусника прошли докование, были выданы специальные документы, позволяющие в течение года и одному, и другому парусному судну без дополнительного инспектирования совершать те плавания, о которых сегодня мы говорим.

Источник: Корабел.ру