«Паллада» и «Крузенштерн» завершают первую часть кругосветки

Экипажи судов рассказали ТАСС о том, как отмечают праздники в море, чего им не хватает во время долгих походов и как справляются с трудностями кругосветной экспедиции
Учебные парусные суда Росрыболовства «Паллада» и «Крузенштерн», совершающие кругосветную экспедицию в честь 200-летия открытия Антарктиды русскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым и 75-летия Победы, в пятницу вышли из порта аргентинского города Ушуайя и отправились к кульминационной точке своего похода. За 105 дней экспедиции фрегат «Паллада» прошел более 12 тыс. миль, его старший товарищ – барк «Крузенштерн», находящийся в походе более двух месяцев, прошел 8,5 тыс. миль.

Сейчас парусники направятся к архипелагу Южная Георгия, где во второй половине февраля встретятся с барком «Седов» и проведут 200-мильную парусную гонку. «Это сутки хода. Но им [конкурентам «Паллады»], конечно, сложнее – очень тяжелые пароходы. «Седов» почти в три раза крупнее «Паллады», а «Крузенштерн» в два раза», – рассказал журналистам капитан «Паллады» Николай Зорченко.

Первая половина экспедиции посвящена 200-летию открытия Антарктиды, часть после гонки будет посвящена 75-летию Победы. До самой Антарктиды парусники дойти не смогут из-за технических характеристик, которые не позволяют им уходить южнее 60 градусов широты.

«Сейчас мы посмотрим, куда сможем спуститься. Беллинсгаузен зашел на 69,29. Но ему повезло – не было тогда еще российского морского регистра судоходства, иначе его бы не выпустили никогда», – иронизирует Зорченко.

Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева до сих пор вдохновляет моряков. «Это была эпоха великих открытий. Они шли в неизведанное. Невозможное лучше всего удается русским морякам», – отметил капитан «Паллады».

Сквозь штормы

За несколько месяцев плавания парусникам пришлось столкнуться с разными погодными условиями. «Первые две недели были сильные штормы, когда мы проходили Балтийское, Северное моря и выходили в Атлантику. Были даже 10-балльные штормы», – рассказал капитан «Крузенштерна» Михаил Еремченко.

Он отметил, что для постоянного экипажа судна непогода – уже привычное дело. «А для курсантов было тяжело, но они сразу закалились, как сталь закаливается. И теперь для них все просто. И я их уже называю морские волки, даже не волчата», – добавил он.

По словам Зорченко, «Палладе» повезло с погодой больше. «С курсантами все было хорошо. Им же ничего не страшно, они и рискуют, особенно друг перед другом. Но в целом погода была нормальная», – сказал Зорченко. Впрочем, как рассказали на «Палладе», плохая погода не мешает всем членам экипажа выполнять свою работу. Однажды в пятибалльный шторм одному из курсантов пришлось срочно обратиться к стоматологу из-за сильной боли, и несмотря на сильную качку, медицинская помощь была оказана успешно.

Праздники на борту

Новый год членам экипажа «Паллады» и «Крузенштерна» выпало отпраздновать в море. Барки в это время находились вблизи Канарских островов. «У нас было шесть елок, чтобы был новогодний и рождественский дух», – рассказал Еремченко. На фотографиях, которые показали члены экипажа, видно, как одна из елок покрыта песком, который нанесло на судно с континента. Помимо елок, на судне были даже свой Дед Мороз, Снегурочка и снеговик.

На «Палладе» курсанты и члены экипажа также надевали праздничные костюмы, но елки в традиционном понимании не было. Чтобы создать праздничную атмосферу, одну из мачт фрегата украсили зеленым полотном.

«Дни рождения тоже отмечаем, но это учебно-парусное судно, и у нас дети на борту, поэтому алкоголь у нас запрещен», – отметил Еремченко.

День всех влюбленных на «Палладе» и «Крузенштерне» обычно праздновать некому. Хотя, как признали капитаны, поскольку сегодня на судах работают и проходят практику не только мужчины, но и женщины, то иногда любовные истории на парусниках случаются. «Это жизнь и никуда не денешься. У нас были случаи, когда начинали дружить курсантами, а уже потом становились офицерами и потом женились», – рассказал Еремченко.

О тяге к морю и тяготам в нем

Для капитанов «Паллады» и «Крузенштерна» столь долгие походы стали уже обыденностью. «Это нормальная жизнь для моряка. Сидеть на берегу больше двух недель – это уже невозможно. Меня постоянно тянет на корабль, в море: делать свою работу, а на берегу делаешь не свою работу – организовываешь, отчитываешься, пишешь бумаги, делаешь заявки», – поделился Зорченко, который впервые вышел в море в 1971 году.

Несмотря на то, что выходы в море уже вошли в привычку, капитан «Паллады» признался, что в каждом походе находятся новые поводы для удивления. «Для меня самым ярким впечатлением было смотреть, как курсанты ведут себя в море, как они живут без берега», – сказал Зорченко.

По его словам, сильнее всего молодые люди страдают из-за отсутствия связи. «У нас бывают длительные переходы, более 30 дней. На стоянках народ дорывается до интернета, до вай-фая, и говорят столько, что обычному человеку года на два хватит», – рассказал он. В свободное время курсанты занимаются спортом. На палубе есть турники и гири. «Сегодня почти не встретишь курсанта, который пьет водку, потому что есть интернет на стоянках», – пошутил капитан «Паллады».

Сами курсанты называют главным минусом долгого плавания нехватку свободного пространства. «Больше всего не хватает места», – признался 20-летний Иван, который проходит обучение на «Палладе». «Не хватает возможности погулять, побегать и, пожалуй, мороженого», – поделилась 17-летняя Виктория – одна из шести курсанток на «Крузенштерне».

Но при всех трудностях и неудобствах оба курсанта с уверенность говорят, что хотели бы отправиться в кругосветный поход еще раз. «Конечно, я хотел бы пойти еще раз, но уже не курсантом», – отметил Иван. По его словам, поход на «Палладе» изменил его взгляд на жизнь. «Я теперь больше думаю о будущем. После возвращения я хочу записаться на курсы английского языка. Когда мы заходили в порты, я понял, как его не хватает», – добавил курсант.

«Первым делом я съезжу к бабушке, она больше всех скучает. Я со всеми созваниваюсь, но она старенькая и не знает, как пользоваться телефоном с интернетом», – поделилась Виктория.

О кругосветке и парусниках

В кругосветной экспедиции парусников Росрыболовства участвуют три учебных парусных судна: «Паллада», «Крузенштерн» и «Седов». «Паллада» отправилась в рейс 1 ноября из Владивостока, «Седов» и «Крузенштерн» – из Калининграда 8 декабря. «Седов» и «Паллада» осуществят кругосветные плавания, а «Крузенштерн» – трансатлантическое плавание.

На борту парусников в общей сложности пройдут мореходную практику 692 курсанта Росрыболовства и 56 юнг. По пути следования парусники совершат в общей сложности более 40 заходов в порты стран Северной и Южной Америки, Африки, Европы, Океании, преодолеют около 100 тыс. морских миль.

«Крузенштерн» был построен в 1926 году на немецкой верфи возле Бремерхафена, при спуске на воду парусник получил название «Падуя». Четырехмачтовое судно вошло в десятку крупнейших парусников мира. В 1946 году перешло по репарациям в собственность СССР и было переименовано в честь русского мореплавателя, руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов адмирала Ивана Крузенштерна. «Крузенштерн» совершил два кругосветных плавания, трансатлантическую экспедицию, был победителем международных парусных регат и гонок.

«Паллада» была построена в 1989 году. Фрегат имеет почетный статус участника крупных международных регат и морских фестивалей в Европе, Америке, Австралии и Азии, где члены экипажа всегда удостаивались высоких наград. «Паллада» также является кандидатом на внесение в Книгу рекордов Гиннесса как самое быстроходное парусное судно в мире. Оно способно «лететь» на своих парусах со скоростью свыше 18 узлов.

Источник: ТАСС