Валерий Львов, Российская газета
Более 60% инвестиций в действующую судостроительную программу обеспечивают члены Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота.Роман Говоров (фото)
1 марта о присоединении к ассоциации сообщила группа компаний ФОР. Таким образом группа, для которой по программе инвестквот строят три крупных траулера-процессора, объединилась с другими крупнейшими инвесторами в строительство флота.
Общий портфель заказов участников ассоциации по программе составил 10 супертраулеров, 13 крупных и 16 средних промысловых судов. Это больше трети от общего количества запланированных первым этапом инвестквот судов. Вложения в их постройку превышают 60% отраслевых инвестиций в строительство флота на российских верфях.
В основе стратегии инвесторов – обновление критически устаревших судов. Без их замены в ближайшие годы станет просто невозможно обеспечивать добычу рыбных ресурсов страны, не говоря о промысле в океанических районах по международным конвенционным соглашениям (подробно мы писали об этом ранее).
Несмотря на объективные сложности отечественного судостроения, особенно в условиях отказа недружественных стран от поставок оборудования, новые рыбопромысловые суда выходят один за другим на промысел. По данным Минпромторга РФ, в этом году запланирована сдача 20 судов. К началу марта заказчики получили уже четыре из них. Еще 10 судов сдано ранее. Все 105 судов первого этапа инвестквот должны быть построены к 2026-2027 гг.
– Мощности создаются, компетенции получаются, техническая документация значительно переработана, – констатировал на недавней пресс-конференции первый заместитель председателя профильного комитета Совета Федерации Сергей Митин. – Остается проблема с комплектующими. По этому направлению Минпромторг создал специальные программы, обозначены 67 наименований основных комплектующих, которые требуются для судов, а также предприятия, которые будут их производить, выделены средства для поддержки производства.
Митин положительно оценил роль программы инвестквот, которая, по его мнению, придала импульс развития и отечественному судостроению, и экономике в целом. Действительно, реализуемая сегодня программа обновления флота не имеет аналогов по своим масштабам не только в современной России, но и в мире. После старта программы в стране построено 14 океанических судов, в то время как за предшествующее десятилетие – только пять малотоннажных. Активизация судостроения дает заказы в смежные отрасли – машиностроение, металлургия и другие.
По данным материалов пресс-конференции 1-го заместителя председателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина. Фото: Сергей Петров
Совет Федерации держит на контроле согласованный Минпромторгом, Росрыболовством, ОСК и заказчиками график ввода промысловых судов на этот год. К уже сданным в начале года краболову “Хабаровск”, супертраулеру “Механик Маслак”, крупным траулерам “Дмитрий Кожарский” и “Белое море” добавятся еще 16 рыбопромысловых судов. Их достройка сейчас ведется российскими верфями в различных регионах страны.
Новые суда – это безопасность мореплавания и промысла, высокие результаты добычи. Годовой улов современного супертраулера – 60 тыс. тонн минтая, это в два раза больше, чем у судна старой постройки. Но дело не только и не столько в количестве. Современные суда-процессоры – это плавучие фабрики, которые не только ловят, но прямо в море перерабатывают уловы в рыбные филе, фарш, сурими (сырье для крабовых палочек – прим ред.). Отходы такого производства не выбрасываются “за борт”. Из них выпускают рыбную муку, которую ждут на берегу для производства кормов для животных, и рыбий жир, применяемый в производстве БАДов.
С учетом мощностей уже построенных судов и заводов доля глубокой переработки в рыбной продукции, которую производят в стране, выросла с 17% в 2017 году до 30% в 2022-м. По этому показателю нам предстоит нагнать США, наших единственных конкурентов в добыче главной промысловой рыбы – минтая. Американские рыбаки перерабатывают более 90 процентов уловов.
Впервые отмечается рост отечественного потребления такой продукции. За последние четыре года поставки, например, фарша минтая российским потребителям выросли в 4,6 раза. На 13% выросли поставки филе. Как результат – фактически к нулю сведен импорт продукции из минтая в прошлом году. Полностью замещен импорт сурими из “тропических” видов рыб, которое уступает по качеству российскому продукту из минтая.
Отрасль полностью закрывает потребность внутреннего рынка в такой продукции и готова к ее росту в ответ на высокий спрос со стороны как ритейла, так и общественного питания. Излишки идут на экспорт, в структуре которого растет доля рыбных полуфабрикатов, замещая сырьевые поставки. Это позволяет повысить отдачу от российского экспорта, увеличить добавочную стоимость в нашей стране, а не передавать ее за рубеж.
Сегодня Россия входит в десятку крупнейших поставщиков рыбы на мировом рынке, а также лидирует по темпам роста вылова. Согласно прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), наша страна сохранит эти позиции до 2031 года. Реализуемая программа обновления и развития собственного рыбопромыслового флота не только сохранит наши позиции, но и создаст задел на следующие 15-20 лет.