Запасы камбал, наваги, камчатского краба находятся на хорошем уровне, численность кукумарии увеличилась в два раза по сравнению с прошлым годом
Владивосток, 14 октября 2016 года. – Состояние запасов донных и придонных водных биоресурсов и среды их обитания в восточной части Охотского моря рассмотрены на заседании биологической секции Ученого совета Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ФГБНУ «ТИНРО-Центр»), где были представлены результаты комплексной съемки НИС «ТИНРО». За время исследовательского рейса выполнено 239 тралений на акватории площадью около 64 тыс. кв. км.
В ходе съемки было учтено 102 вида рыб, наибольшим видовым разнообразием характеризовались семейства рогатковых (23 вида), камбаловых (11 видов), бельдюговых (11 видов), лисичковых и стихеевых (по 10 видов).
Учтенная в 2016 году биомасса донных рыб на обследованной акватории составила 1,21 млн. тонн. Из них 0,55 млн. тонн пришлось на Камчатско-Курильскую и 0,66 млн. тонн – на Западно-Камчатскую подзоны.
Около 90% биомассы донных рыб составили три основных семейства – камбаловых (48%), тресковых (24,7%) и рогатковых (17,3%). У камбаловых 58% учтенной биомассы семейства пришлось на два вида: сахалинскую камбалу (211,3 тыс. тонн) и палтусовидных камбал (126,7 тыс. тонн).
Важный промысловый вид, желтоперая камбала, отмечен в диапазоне глубин от 14 до 181 м практически по всей исследованной зоне западно-камчатского шельфа. Наиболее плотные концентрации желтоперая камбала находятся на глубинах менее 50 м, где сконцентрировалось до 60-80% всей оцененной численности и биомассы данного вида.
У тресковых преобладает навага. По итогам съемки навага – вид с наибольшей биомассой (21,8%) среди донных и придонных рыб западно-камчатского шельфа в 2016 году. Ее биомасса оценена в 261,9 тыс. тонн, из которых 203 тыс. тонн приходится на Западно-Камчатскую подзону, 58,9 тыс. тонн – на Камчатско-Курильскую подзону. В большинстве случаев навага встречалась на глубинах меньше 50 м.
Треска встречалась в уловах в 63,3% случаях. Биомасса этого вида невелика – 35,7 тыс. тонн, из них в Камчатско-Курильской подзоне – 15,5 тыс. тонн и 20,2 тыс. тонн в Западно-Камчатской подзоне. Наибольшие скопления треска традиционно образовывала в диапазоне глубин 10-50 м, где сконцентрировалось до 70-80% всей оцененной численности и биомассы данного вида.
Белокорый палтус был довольно редок в уловах, его встречаемость не превышала 24,1%. Биомасса этого вида оценена в 6,3 тыс. тонн, из них в Камчатско-Курильской подзоне – 1,8 тыс. тонн и 4,5 тыс. тонн в Западно-Камчатской подзоне. Белокорый палтус встречался в диапазоне глубин от 15 до 400 м. Наибольшие скопления этот вид в Камчатско-Курильской подзоне образовывал в диапазоне глубин 10-50 м, тогда как в Западно-Камчатской подзоне основные запасы (70-77% биомассы и численности соответственно) были сконцентрированы в диапазоне глубин 101-300 м.
По результатам съемки оценена численность четырех промысловых видов крабов восточной части Охотского моря. Максимальная общая численность и максимальная численность промысловых особей наблюдаются у краба камчатского, а минимальная – у волосатого четырехугольного краба.
Промысел камчатского краба у берегов Западной Камчатки вновь открыт с 2013 года, его при этом его численность намного выше года открытия и достаточна для поддержания популяции при проведении промышленного лова. Вместе с тем, в уловах стали чаще попадаться старые особи, у которых уже не будет линьки, и панцири естественным образом элиминировавших крабов, что позволяет говорить о естественных колебаниях их численности. Камчатский краб традиционно встречается в уловах на всем протяжении западно-камчатского шельфа. Наибольшие уловы приходились на глубины менее 50 м.
В популяции краба-стригуна бэрди также наблюдается элиминация старшевозрастных групп, за счет чего учетная численность промысловых самцов снизилась, но одновременно наблюдается увеличение численности непромысловых самцов и особенно самок. Такая цикличная картина наблюдается на протяжении всех лет исследования этого вида краба, периоды с высокой численность молоди, сменяются на периоды высокой численности промыслового запаса. Скопления краба-стригуна бэрди находились в традиционном для этого вида районе – в Камчатско-Курильской подзоне. В текущем году наибольшие средние уловы промысловых самцов, как и в прошлом году, располагались в диапазоне глубин 46-65 м.
Среди функциональных групп синего краба в полной мере облавливаются только промысловые особи. Основная часть самок и молоди обитает севернее, в заливе Шелихова, поэтому из-за сжатых сроков съемки запас не был полностью учтен в этом году. Скопления синего краба отмечены только в Западно-Камчатской подзоне, в Камчатско-Курильской подзоне синий краб встречался штучно, как и в предыдущие годы.
Основные скопления волосатого четырехугольного краба располагаются в Камчатско-Курильской подзоне на глубинах до 50 м.
Также в Камчатско-Курильской подзоне были обследованы запасы кукумарии, которая является промысловым объектом в этом районе. Ее учетный запас по сравнению с прошлым годом увеличился более чем в 2 раза.
Северная креветка встречалась в уловах практически на протяжении всего Западно-Камчатского шельфа, на глубинах от 200 м до 510 м, но самые высокие уловы отмечались в Камчатско-Курильской подзоне, где она является промысловым объектом. Запас этого вида остался на уровне прошлого года.
Источник: ФГБНУ «ТИНРО-Центр»