Накануне вечером знаменитый парусник ошвартовался в Калининградском морском рыбном порту
Калининград, 11 ноября 2015 года. – 10 ноября учебно-парусное судно Росрыболовства «Крузенштерн» ошвартовалось на 18-м причале Калининградского морского рыбного порта. Окончание историко-мемориальной экспедиции, посвященной 70-летию Великой Победы, экипаж и курсанты барка отметили на палубе в присутствии приглашенных гостей.
В день завершения навигации в планы «Крузенштерна» вмешалась погода. По метеоусловиям был закрыт Калининградский морской канал. Барку пришлось потерять несколько часов, пока не было получено разрешение на прохождение канала. В связи с этим было перенесено и время церемонии, венчающей окончание сложного, насыщенного учебой и добрыми делами похода.
Весь день, 10 ноября, друзья, родственники, знакомые обрывали телефон пресс-службы с одним-единственным вопросом: «Во сколько?». Задолго до момента, когда им разрешили подняться на борт и расцеловать своих героев, встречающие начали собираться у КПП порта. На палубе тем временем шли последние приготовления: знаменосцы развертывали полотнища флагов, ответственные за музыкальное сопровождение проверяли технику, парадный расчет – «Здравия желаем!»
Прибыли гости: руководители университета, академии, города, общественных организаций. Огромный интерес к возвращению парусника проявили местные, региональные и федеральные СМИ, которые то тут, то там устраивали мини-конференции с капитанами, экипажем, курсантами и встречающими их родственниками. По сложившейся традиции, главными лицами праздника стали ветераны Великой Отечественной войны. В том же составе, спустя 111 суток со дня, когда «Крузенштерн» покинул порт, они поздравили экипаж и курсантов с достойным исполнением важной миссии. «Мне уже за 90, – обратился к курсантам Борис Дмитриевич Глыбин, – но я все еще в строю. То, что вы побывали во многих портах, встретились с другими ветеранами, узнали о войне много правды, это лучшее, что можно было сделать для нашей молодежи».
С окончанием непростого похода «Крузенштерн» поздравил ректор КГТУ Владимир Алексеевич Волкогон. «Сегодня капитаны отчитаются о проделанной работе, расскажут, где были, кому передавали привет от Калининграда. Вы прекрасно справились с поставленной задачей и можете этим гордиться». Александр Семенович Рольбинов, заместитель председателя правительства КО подчеркнул, что переоценить работу, проделанную экипажем и курсантами, трудно. «Поход начался еще весной прошлого года, когда барк посетил Крым в связи с 70-летием его освобождения от фашистских захватчиков. «Крузенштерн» стал единственным гражданским судном, стоящим в одном ряду с военными в Севастополе 9 мая, когда парад принимал Верховный Главнокомандующий вооруженными силами РФ Владимир Путин. И это придало еще большую значимость всем событиям, происходящим на «Крузенштерне»… Только вдумайтесь в эти цифры – более 170 тысяч человек за время экспедиции поднялись на палубу, познакомились с фотовыставкой и Знаменем Победы. И самая главная задача, с которой барк справился на «отлично» – это то, что он во все 11 государств донес память о страшных событиях войны».
Планируемый для горожан «открытый борт» в день прихода пришлось отменить. День и время, когда на «Крузенштерн» смогут подняться горожане и гости города, уточняется. А вот те, кто встречал парусник, поднялись на палубу еще вчера. Как только протокольные мероприятия были завершены, ветеранов и всех приглашенных на церемонию провели в кают-компанию, где продемонстрировали фильмы об историко-мемориальной экспедиции барка: Северный и Черноморский этапы. А на палубу с цветами и нескрываемым восторгом поднялись близкие. Для начала им было достаточно того, что их дети и внуки вернулись здоровыми, окрепшими, повзрослевшими.
«У нас в семье династия моряков, – рассказал Богдан Кабак, курсант СМФ. Мой папа – Юрий Кабак, на днях тоже вернется из похода. С морем связал судьбу и дядя – он старпом. После экспедиции я понял, что этот образ жизни мне тоже нравится. Буду ходить в море, мечтаю стать стармехом. Я много времени уделял учебе, отчетам, много узнал о будущей профессии. А самым ярким впечатлением, наверное, стал шторм перед Генуей. Молнии били прямо в воду, был порывистый ветер, порвал несколько парусов».
Жизнь на судне не была сплошным напряжением, вступил в разговор Дмитрий Бондаренко, тоже курсант СМФ. «У нас было свободное время, можно было любоваться прекрасными восходами и закатами. В каждом порте я открывал для себя что-то новое: новую культуру, новые традиции. А за рейс мы приучились к тому, что на судне выжить может только команда, но каждый в ней должен полностью отдаваться общей задаче».
У Марины Бутенко, курсантки КМРК, в последние минуты нахождения на паруснике подступали слезы: «И домой очень хочу, и здесь хочу остаться, – с энтузиазмом рассказала девушка о нелегком пути в 12.5 тыс. морских миль. – Здесь я привыкла к дисциплине, ответственности, стала лучше понимать других. Здесь люди открывались с самых неожиданных сторон, и по большей части – с лучших. Было такое, что мальчишки не могли забраться на самую высокую рею, а девчонки – в очередь. Мы стали командой, а я стала взрослой. Поняла, что мое место на корабле».
Курсанты, истосковавшиеся по родному дому, весело и много рассказывали о житье-бытье в экспедиции. Оказывается, парням понравились девушки в Норвегии – там много стройных блондинок, девушкам – теплая гостеприимная Испания. Все вместе решили, что Амстердам – самый веселый порт, а Монако – шикарный. Что Кристиансен – самый дорогой, а Хайфа – самая религиозная. А вот Бремерхафену досталось определение «самого среднестатистического» города. На вопрос «что привезли в качестве сувениров» отвечали не очень охотно – здесь много личного. Но самое «прикольное» заграничное приобретение назвали – кепка с пропеллером. Ноу-хау маркетинга уже использовали в развлекательных мероприятиях, которых, к слову, на «Крузенштерне» состоялось достаточно. Ну а самым желанным угощением, которое, скорее всего, будет на столах дома, большинство назвали «мамины блины» со сгущенкой. После блинов шли желания «отоспаться», «отъесться», «напиться соков». Общим пунктом в виртуальном списке желаний значилось – снова вернуться на «Крузенштерн».
Пока судно находится в месте швартовки, на 18-м причале Калининградского морского рыбного порта. После запланированных мероприятий на его борту оно встанет на плановый ремонт и докование.
Фото: Василий Семидьянов
Источник: БГАРФ