14 февраля 2016 года исполняется 95 лет со дня спуска на воду крупнейшего в мире учебного парусного судна “Седов”

“Седов” – четырехмачтовый барк, крупнейшее в мире учебное парусное судно (в разные годы также MagdaleneVinnenII, KommodoreJohnsen). В настоящее время принадлежит Федеральному агентству по рыболовству (Росрыболовство), приписано к Мурманскому государственному техническому университету (МГТУ). Капитан парусника с 2015 года – Виктор Николин. Позывной судна – UELO. Идентификационный номер Международной морской организации (IMO) – 7946356: идентификационный номер MMSI – 273510000.

Парусник со стальным корпусом и вспомогательным двигателем внутреннего сгорания был спроектирован в 1919 году в Германии. В 1920 году он был заложен по заказу бременского судовладельца Фридриха Виннена на судоверфи “Германия” Фридриха Круппа (Friedrich Krupp Germaniawerft) в г. Киль, первоначально носил имя Magdalene Vinnen II (“Магдалена Виннен II”) в часть дочери заказчика. Спущен на воду 14 февраля (по другим данным – 23 марта) 1921 года, в том же году вступил в строй и 1 сентября вышел в первое плавание.

Первоначально барк использовался для перевозки грузов (древесины, угля, серного колчедана, пшеницы и др.) между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании.

С началом мирового экономического кризиса 1930-х гг. эксплуатация судна стала нерентабельной, и в 1936 году Фридрих Виннен продал барк судоходной компании Norddeutscher Lloyd (“Северо-немецкий Ллойд”; Бремен, Германия), которая пользовалась поддержкой государства. Новый владелец присвоил судну имя Kommodore Johnsen (“Коммодор Йонсен”; в честь моряка торгового флота капитан-командора Николаса Йонсена), оборудовал его кубриками на 70 кадетов и стал использовать его не только для грузовых перевозок, но и в учебных целях.

В годы Второй мировой войны судно числилось в составе вспомогательного флота нацистской Германии, использовалось в качестве буксируемой баржи при доставке военных грузов.

Послевоенные годы “Седова”

В декабре 1945 году парусник в счет репараций перешел Советскому Союзу и был переименован в честь полярного исследователя Георгия Седова (1877-1914). Переведен в класс учебных судов в январе 1946 года.

Первое плавание под советским флагом учебное судно совершило в июне 1952 г., в 1956 г. прошло переоборудование. До 1966 г. принадлежало Военно-морскому флоту СССР, в 1966-1991 г. – Министерству рыбного хозяйства СССР. В 1975-1981 гг. прошло капитальный ремонт и модернизацию на Кронштадтском морском заводе, получив кубрики для 164 курсантов, учебные классы, актовый зал, кают-компанию, столовые, спортзал, музей, сауну.

В 1981-1991 гг. портом приписки была Рига: “Седов” входил в состав Рижского отряда учебных судов Латвийского производственного объединения рыбной промышленности (“Латрыбпром”) Министерства рыбного хозяйства СССР. Незадолго до распада СССР в 1991 г. был передан Мурманскому государственному техническому университету (ныне подведомственное образовательное учреждение Росрыболовства) и портом приписки стал Мурманск.

На “Седове” проходят обучение будущие капитаны, штурманы, механики, радисты.

В 2000 году барк был арестован во французском Бресте по иску швейцарской компании Noga (“Нога”) в счет долгов российского правительства, однако адвокат Мишель Куимбер, представлявший интересы Мурманского государственного технического университета, доказал суду, что правительственной собственностью судно считать нельзя.

В 2001 году Банк России выпустил памятные монеты номиналом 100 и 1000 руб. с изображением парусника.

Барк участвовал в съемках кинофильмов “Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви” (1989, СССР; режиссер – Сергей Соловьев) и “Трагедия “Памира” (2006, Германия; Каспар Хейдельбах).

С 1966 по 2016 гг. судно совершило почти 100 учебных рейсов.

В 1987 году в Средиземном море барк установил мировой рекорд скорости для парусников данного класса (12,6 узла, 23,34 км/ч). “Седов” занимал в международной парусной регате The Cutty Sark Tall Ships’ Races (ныне – Tall Ships’ Races) второе (1992), третье (1994) и первое (1995) места.

23 сентября 2010 года барк пересек 78-ю параллель северной широты и отшвартовался в российском порту Баренцбург, установив новый рекорд для судов этого класса – так далеко на север в холодное время года подобные парусники ранее не поднимались. В 2012-2013 гг. “Седов” совершил свое первое кругосветное плавание, приуроченное к годовщине 1150-летия зарождения российской государственности, пройдя за 14 месяцев 47 тыс. морских миль (свыше 87 тыс. км).

В 2016 году запланированы три учебных рейса “Седова”: из Калининградской области в Мурманск и обратно (март-июль) и с заходом в Средиземное море (август-ноябрь).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАРКА “СЕДОВ”

– длина барка – 97,9 м (с бушпритом – 117,5 м);

– ширина – 14,66 м;

– осадка – 7,52 м;

– высота мачт от ватерлинии – 58 м;

– энергетическая установка – дизельный двигатель мощностью 2 тыс. 176 лошадиных сил (1 тыс. 600 кВт);

– водоизмещение – 6 тыс. 148 т;

– площадь парусности – 4 тыс. 192 кв. м;

– скорость хода – до 18 узлов (33,3 км/ч) под парусами, 10 узлов (18,5 км/ч) – под двигателем;

– экипаж – 54 моряка, 146 курсантов.

Источник: ТАСС