Учебному паруснику МГТУ «Седов» исполнилось 95 лет со дня его спуска на воду

2016 год – юбилейный для одного из самых знаменитых парусных судов мира, барка Росрыболовства “Седов”. 14 февраля исполнилось 95 лет со дня его спуска на воду. Причем, эта дата отмечается по традиции, заведенной именно в нашей стране, в Германии немцы считают днем спуска судна на воду 23 марта 1921 года. Как бы там ни было сегодня винджаммер является памятником истории кораблестроения двадцатого столетия, гордостью российского парусного флота.

Каждый шпангоут, каждая мачта “Седова” – это часть морской истории. Жизнь легендарного судна, начавшаяся в далеком 1921 году на верфях города Киль, наполнена как обыденными морскими трудовыми буднями, так и грандиозными историческими событиями, непосредственным свидетелем и участником которых оно было.

Сказать, что барк “Седов” – знаменитость, значит не сказать ничего. И дело не только в дипломе Книги рекордов Гиннесса, которым наш красавец владеет уже несколько десятков лет по праву самого крупного в мире учебного парусного судна. И даже не в том обожании, с которым его встречают в портах мира многочисленные поклонники моря и парусов, выстраиваясь на сотни метров по причалам ради нескольких минут прогулки по палубе и традиционной фотографии у штурвала. Популярность посланца МГТУ на просторах Мирового океана лежит прежде всего в уникальной истории этого судна, остающегося на плаву уже почти сотню лет…

Вряд ли предполагал крупный немецкий судовладелец из Бремена господин Ф.А. Виннен, спуская весной 1921 года со стапелей свою очередную “дочку”, что именно “Магдалене Виннен II” будет уготована такая длинная и удивительная жизнь. В его семейном бизнесе было принято называть собственные парусники именами членов семьи, вне зависимости от того, куплены они или построены по заказу.

Стальной парусный флот переживал на рубеже XIX-XX веков настоящий бум – многомачтовые гиганты строились в Европе и Америке сотнями, столь выгодны были они для хозяев. Цены на фрахт из Австралии и Южной Америки, откуда везли зерно и селитру, были столь высоки, что суда окупали себя за пару рейсов при условии жесточайшей экономии на численности экипажей и их снабжении. По тем же причинам тотальной экономии потери были ужасающими – парусники тонули, застигнутые ураганами, выбрасывались на камни, не способные противостоять ветрам и течениям, горели, поскольку селитра была способна к самовоспламенению в трюме.

Ко времени окончания Первой мировой войны парусный флот начал постепенно сдавать свои позиции, вытесняясь пароходами. Решающий удар был нанесен крылатым гигантам экономическим кризисом 20-х годов.

Оставшиеся без работы суда в массовом порядке шли на утилизацию, слишком значительны были затраты на поддержание такелажа и парусного вооружения. Вот и нашего героя испытывавший большие финансовые затруднения хозяин был вынужден в 1936 году продать германскому Ллойду, государственной компании, которая, помимо прочего, ещё и готовила кадры для распускающего чёрные фашистские крылья немецкого орла.

Получивший новое имя – “Коммодор Йенсен” – барк был наспех переоборудован и, приняв на борт группу кадетов, отправился в привычный австралийский рейс за грузом зерна. То плавание едва не стало последним: на обратном пути в Северной Атлантике парусник попал в жесточайший шторм, и лишь мужество и активные действия экипажа спасли его от гибели.

Вторая мировая война прошла для “Коммодора Йенсена” на Балтике, он достаточно активно ходил между немецкими портами, перевозя грузы, обкатывая будущих моряков. А в 1945 году, после разгрома гитлеровской Германии, достался СССР в качестве репараций. Передавая советскому экипажу судно, один из немецких офицеров криво усмехнулся: “Зачем он вам? Что вы с ним делать будете?” Правота немца заключалась в том, что на всем советском флоте не было специалистов, знакомых с секретами эксплуатации таких парусных гигантов, и поначалу, казалось, экзотический трофей ждёт одна дорога – “на иголки”. Переименованный в “Седов” уникальный барк грустно ржавел у лиепайской стенки, и кто знает, как повернулась бы его судьба, не встань на капитанский мостик человек, с чьим именем мы связываем сегодня возвращение “Седова” в море.

Звали его Петр Сергеевич Митрофанов, кадровый офицер Военно-морского флота, первый советский командир барка “Седов”, человек, всего себя отдавший парусному делу и идее парусного советского будущего. Он со своим экипажем добился восстановления судна на кронштадтском заводе, провёл его первые испытания, буквально на ходу осваивая премудрости управления парусами, и предъявил командованию новую “боевую” единицу вначале как учебное, а затем и гидрографическое судно.

“Седову” от рождения везло с теми, кто им управлял, содержал, ремонтировал. Чего стоит хотя бы эпопея по защите судна, которое в 60-х годах уже окончательно перестало интересовать морское военное ведомство нашей страны.

Настойчивость, с которой капитан Митрофанов со товарищи ломились во все двери, доказывая необходимость парусных морских практик на отечественных океанских судах, была вознаграждена высоким решением о продлении жизни двух трофейных барков, “Седова” и “Крузенштерна”. Снова годы неспешных ремонтов, и вот, наконец, в 1981 году барк “Седов” выходит в свой первый рейс под флагом рыбодобывающей отрасли. Десять счастливейших лет, когда судно привечало будущих моряков со всех концов огромной страны, в то время как сама страна катилась к развалу.

Будучи приписанным к Риге, “Седов” после распада СССР снова оказался под угрозой. Латышское правительство настойчиво требовало возвращения парусника в порт приписки, и если бы не решительные действия экипажа, возможно, заполучила бы себе маленькая прибалтийская страна большую головную боль. Даже для России оказалось едва по силам сохранить в начале 90-х свои абсолютно непроизводственные парусные активы, Украина лишилась черноморской гордости – барка “Товарищ”, что уж тут говорить о Латвии. Но нашему герою опять свезло – новым портом приписки был выбран Мурманск, а новым судовладельцем – высшая мореходка. С того времени, с 1991 года, когда судовладельцем барка стал Мурманский государственный технический университет (на тот момент – Мурманское высшее инженерное морское училище имени Ленинского комсомола), и идёт отсчёт современной истории парусника.

Именно на “Седове” зародилась славная традиция проведения учебных практик курсантов на парусных судах. На протяжении многих лет курсанты отраслевых образовательных учреждений Росрыболовства осваивают азы морского дела под парусами “Седова” под руководством опытного и уникального экипажа. Возможность пройти учебную практику на барке – и по сей день большая честь для будущего моряка. За тридцать пять лет служения благороднейшему делу подготовки морских кадров через “Седов” прошли тысячи парней и девушек, многие из которых навсегда связали свою жизнь с морем. Именно первое романтическое свидание с океаном под парусами позволило им разглядеть свою судьбу.

За свою историю знаменитый парусник стал участником многих экспедиций, парусных регат во всех широтах.

В 2012-2013 годах легедарный винджаммер обогнул планету, совершив свое первое кругосветное плавание, оставив за кормой более 47 тысяч морских миль. В 2015 году барк совершил историко-мемориальную экспедицию, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, посетив порты Европы, а 8 мая зашел в порт приписки Мурманск, где экипаж торжественно отметил 70-летие Победы.

“Седов” является и впредь будет оставаться важнейшим связующим звеном между поколениями российских моряков, хранящих традиции морского братства, дружбы и взаимной выручки. Сегодня барк “Седов” – это неотъемлемый символ МГТУ, Мурманска и России. Впереди у парусника еще много путешествий и свершений!

Источник: Хибины.com