Мал калкан, да дорог

Для сохранения популяции черноморской камбалы нужны инвестиции

Ежегодно крымские ученые выпускают в Черное море до 50 тысяч мальков камбалы калкан. Однако большая их часть гибнет, становясь кормом для других рыб. Увеличить воспроизводство этого редкого на сегодняшний день обитателя морского дна и даже создать товарное производство помогли бы инвестиции в эту отрасль.

Когда-то калкан был привычной рыбой на столе крымчан, но сегодня его редко встретишь даже в меню ресторанов. Еще в 1960-1970-е годы хищнический вылов этого морского деликатеса донными тралами привел к уничтожению до 80 процентов популяции камбалы в Черном и Азовском морях. Из-за стремительного сокращения поголовья промышленный вылов калкана был запрещен в 1990-е, а использование донных тралов объявили вне закона еще раньше – в середине 1970-х, но браконьеры не брезгуют им и сейчас.

Чтобы трал прилегал к грунту и максимально распахивался, рыбаки используют специальные траловые балластные доски и катки. Эти приспособления буквально перепахивают донный грунт, и то, что не попадает в трал, как правило, просто гибнет под тяжестью балласта. При этом уничтожаются все придонные места обитания рыб, а также моллюски-фильтраторы – основа кормовой базы множества морских обитателей.

– Популяция калкана сократилась из-за хищнического траления турецко-украинскими фирмами в течение длительного времени, – говорит руководитель Института морских биологических исследований имени А.О. Ковалевского Российской академии наук (ИМБИ РАН) Юрий Токарев. – Поскольку камбала является деликатесной рыбой, на рынках Стамбула цена за килограмм колебалась от 20 до 50 евро. Ради прибыли рыболовы нарушали запрет на добычу.

По данным Центрального союза рыболовецких кооперативов в Анкаре, общее количество выловленного калкана и тюрбо (еще один вид камбалообразных – Прим. ред.) в Мраморном, Черном и Средиземном морях составляет 380-400 тонн в год. Лов калкана приносит владельцам рыболовных шхун баснословную прибыль. Каждое браконьерское судно в Черном море, отправившееся к берегам Болгарии, Румынии или Украины, за рейс добывает от трех до пяти тонн камбалы, сбывая улов в Стамбуле оптовикам по шесть долларов за килограмм живого веса. По некоторым данным, при благоприятном стечении обстоятельств владельцы пяти-шести браконьерских шхун за сезон зарабатывают как минимум миллион долларов.

Сегодня калкан стоит дороже осетровых рыб и большинства лососевых. Это неудивительно: камбала гораздо более требовательна к условиям воспроизводства, чем обитатели пресноводных водоемов, и выращивать ее в искусственных условиях значительно сложнее. Калкан относится к глубоководным рыбам, очень чувствителен к загрязнениям, предпочитает только определенные места на песчаном или каменистом грунте.

Без помощи человека на восстановление популяции камбалы калкана уйдут десятилетия. В ИМБИ РАН разработали методику выращивания малька калкана, отличающуюся от используемых учеными Турции, Японии и Англии. С 2006 года научные сотрудники института ежегодно выпускают в Черное море до 50 тысяч мальков ценной рыбы, однако многие из них погибают, не дорастая до размеров взрослой особи.

– Сколько из них выживает и кто их потом ловит, мы не знаем, – говорит заместитель директора по научной работе ИМБИ РАН Наталия Мильчакова. – Восстановление популяции рыб – очень сложный процесс, и он неудачно закончился в Турции. Пытались создать цех и в Румынии, но не вышло. Камбала очень требовательна к условиям обитания и соблюдению своего жизненного цикла.

Малькам этой глубоководной рыбы сложно выжить в их естественной среде, поскольку они попадают туда неподготовленными и слишком маленькими.

– В природе у рыб, в том числе калкана, существуют своего рода школы, где мальки обучаются у взрослых особей умению мимикрировать в разных условиях обитания на морском дне, будь то песок или каменистая поверхность, учатся добывать корм и распознавать врагов, – говорит Юрий Токарев. – Без такой школы рыбам, выращенным в искусственных условиях, трудно выжить. Мы могли бы снизить процент их гибели, увеличив срок пребывания в инкубаторе, но для этого нужны инвестиции.

Вложения в столь хлопотную, но прибыльную сферу при поддержке ученых можно направить не только на восстановление популяции калкана в Черном море, но и на товарное производство этой рыбы на фермах. Кроме того, специалисты ИМБИ РАН разработали собственную уникальную методику выращивания из икры личинок устриц. Такой питомник уже работает на базе института.

– Возможно воспроизводство устриц и гигантских устриц в товарных объемах, – говорит Наталия Мильчакова.

Кроме того, очень перспективным, с точки зрения вложения инвестиций, по мнению ученых, является новое для Крыма и России направление морской фармакологии – производство лекарственных препаратов и биоактивных добавок из морских организмов. Например, водоросль спирулину, используемую и в медицине, и в специальном питании, ученые института выращивают уже 15 лет. Все эти новые направления еще ждут своих инвесторов.

В районе озера Донузлав компания “Крымские морепродукты” начнет реализацию инвестиционного проекта по выращиванию устриц на площади около 50 гектаров. Частные фермы по выращиванию черноморских устриц и мидий планируют также разместить в акватории Феодосийского залива. В государственном комитете по рыболовству РК находится еще 11 инвестиционных предложений по развитию рыбохозяйственного комплекса.

Комментарий

Дана Короткова, заместитель председателя государственного комитета по рыболовству РК:

– Сегодня командование Черноморского флота смягчило свою позицию в вопросе согласования границ рыбоводных участков в районах, считающихся опасными из-за наличия мин времен Великой Отечественной войны. Это большое достижение для всей крымской аквакультуры, ведь до сих пор подавляющая часть пригодных для рыбоводства территорий считается взрывоопасной. По сути, выращивать мидий, устриц, разводить лососевых, осетровых и других технологичных гидробионтов в Крыму особо и негде. Теперь категорический запрет Министерства обороны РФ на хозяйственную деятельность, связанную с касанием грунта, в некоторых опасных районах сменился предписанием провести предварительное разминирование. Это позволит нам двигаться дальше в определении границ шести рыбоводных участков на шельфе полуострова. Мы благодарны командованию флота за понимание.

Источник: Российская газета – Крым