В полдень 15 июля 2016 года барк “Седов” благополучно прибыл в немецкий порт Киль, завершив двухдневный переход из порта Светлый у причала “Бастион”. За кормой остались 380 морских миль, которые парусник прошёл по южной части Балтийского моря.
Весь путь от берегов России до Кильской бухты встречный северо-западный ветер затруднял продвижение парусника по рекомендованному курсу. Чтобы уменьшить сопротивление корабля силе ветра, капитан объявил первый парусный аврал, поставив задачу – перебрасопить реи на крутой бейдевинд правого галса. Основное правило проведения парусного аврала – это синхронность и слаженность действий всех мачт. Брасовые лебедки – механизмы, поворачивающие три неподъёмных нижних рея “Седова” – приводятся в движение вручную парой курсантов, вращающих рычаги, которые расположены по обеим сторонам лебёдки. Физической силы одной четвёрки курсантов едва хватает, чтобы осуществить полную перебрасопку рев с левого на правый галс. На подмогу приходят товарищи: команда – это когда один за всех, и все за одного. Спустя 5 минут все реи “Седова” оказались в нужной позиции, и практикантам оставалось лишь подравнять их с помощью брасов и топенантов. Первый парусный аврал прошёл успешно.
Ночью, приближаясь к Кильской бухте, когда все практиканты, кроме рулевой вахты и впередсмотрящего, безмятежно спали, барк “Седов” следовал в зоне интенсивного судоходства. То и дело генеральный курс учебного парусника по корме и по носу пересекали скоростные паромы, курсирующие между датским островом Лолланн и немецким островом Фемарн. Несение вахты на ходовом мостике в таких районах плавания требует повышенного внимания и осторожности. Утром перед заходом в порт волнение моря достигло 3 баллов – незаметная для опытных моряков качка, но весьма ощутимая для еще “неприкачавшихся” новичков, и пресловутая морская болезнь все-таки одолела практикантов, испытавших не самые приятные моменты первого морского путешествия.
Вечером 18 июля завершилась стоянка учебного парусника «Седов» в порту Киль: барк снова вышел в море, взяв курс в немецкий порт Бремерхафен. Кораблю предстоит пройти проливами Каттегат и Скагеррак вдоль побережья Дании и Германии, войти в южную часть Северного моря и добраться до устья реки Везер. В Киле «Седов» пополнил запасы пресной воды. Место швартовки – причал «Бастион» – давно стал местом встречи для тех, кто сдружился с русским барком и его экипажем: снова и снова в порту Киль на борт приходят старые знакомые и новые поклонники, с удовольствием отмечают перемены к лучшему и искренне радуются возможности ещё раз побывать на самом легендарном парусном корабле.
Екатерина Воронкова, курсант специальности «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» МГТУ, будущий помощник капитана по радиоэлектронике, поделилась своими впечатлениями о стоянке в порту Киль: «Еще при заходе в порт город показался простым, но очень уютным и красивым. В первый же день мы прогулялись по местным паркам, побродили по городским улицам. Понравилось все: лебеди и утки на воде, зелёные клёны и каштаны, чистые мостовые, опрятные дома, сама атмосфера старинного немецкого портового города. Встречались очень приветливые люди, готовые помочь и словом, и делом. Наша морская форма везде притягивала восторженные взгляды. Киль – сравнительно небольшой город, при желании его можно обойти пешком. Изумрудные медные шпили его кирх видно издалека. Боцманы шутят, спрашивая, не хочется ли нам взять в руки тряпки и чистящую пасту, чтобы до блеска отполировать окислившиеся крыши строгих городских церквей. Надеюсь, и Бремерхафен не даст нам заскучать».
Впрочем, все курсанты, впервые побывавшие в Германии, отметили дружелюбие, доброту и отзывчивость жителей и гостей Киля, желание поддержать беседу на любую тему, сфотографироваться на память с русскими моряками. Не все жители, к сожалению, свободно говорили по-английски, но трудностей в общении никто не испытал: в Киле повсюду можно услышать русскую речь, а некоторых практикантов выручило знание немецкого языка. И пусть погода не слишком приветливо встретила русский парусник в Киле – все дни стоянки шёл моросящий надоедливый дождь – покидали практиканты порт в отличном настроении.
Теперь уже все курсанты сдали обязательный зачёт по парусному вооружению барка и допущены приказом капитана к работе на мачтах. Парусный аврал по перебрасопке реёв после выхода из порта Киль был отработан технично и слаженно. Начались плановые занятия по подготовке к будущей профессии, которая завершится в конце рейса сдачей квалификационных экзаменов.
Источник: Марина Кожухова, помощник капитана по связям с общественностью УПС «Седов»