«Седов» впервые пришёл в Руан

«Седов» впервые пришёл в Руан

Около двух часов ночи 6 июня УПС «Седов», пройдя 80 миль по реке Сена, ошвартовался в Руане, исторической столице Нормандии. Судно впервые в своей истории зашло в этот французский порт, ошвартовавшись на набережной старинного города.

Руан

В общей сложности переход из Гамбурга занял около четырех суток и порядка 650 морских миль. Ввиду встречного ветра только два часа и почти 12 морских миль «Седов» шёл под парусами.

После жары Гамбурга приятнее оказалась прохлада Северного моря. Жизнь на судне вернулась в привычный режим: вахты, учёба, работа. Накануне захода в Руан был объявлен санитарно-банный день. С утра курсанты вытряхивали пыль из одеял, меняли белье, мылись в душе. Санбан, как называют этот день ребята, закончился большой приборкой на верхней палубе и во внутренних помещениях.

В Сену парусник зашёл после обеда, 5 июня. В общей сложности заход длился около 12 часов. Маневрирование по относительно неширокой реке для такого большого судна, как «Седов», представляет определённые сложности. К тому же паруснику предстояло пройти под несколькими мостами, во многих местах реку пересекают подводные кабели, трубопроводы и линии электропередач.

В лоциях высота подвеса воздушных кабелей и высота судоходных пролётов мостов над самым высоким уровнем полной воды фигурирует в пределах 50 м. Самая высокая точка мачты барка «Седов» расположена на высоте около 55 метров от уровня воды. С целью обеспечения безопасной осадки судна и корректного расстояния от верха мачт до мостов, лоцманы и капитан судна Виктор Николин произвели расчёты уровня воды и начали движение по реке в отлив.

По лоцманским замерам, в некоторых точках ближайшее расстояние от мачты «Седова» до поверхности моста составляло от 30 до 70 см. Для всех непосвящённых в технические тонкости, проход под мостами воспринимался, как ещё одно нетривиальное обстоятельство плавания. Курсанты и члены экипажа высыпали на палубу и наблюдали за движением с замиранием сердца, фиксируя в памяти и на фотокамеры впечатления и яркие картинки. По берегам реки стояли жители многочисленных окрестных населённых пунктов. Они тоже фотографировали парусник и махали россиянам в знак приветствия. Доброжелательных и эмоциональных французов не остановила даже темнота: они продолжали махать руками с включёнными фонариками.

Во время прохода Сены по указанию капитана была усилена вахта на руле, а промежутки несения рулевой вахты уменьшены. Большее число рулевых понадобилось, чтобы обеспечить безопасное маневрирование судна на многочисленных изгибах. Наибольшую сложность для прохождения барка представлял Танкарвильский мост. Чтобы пройти под ним, судно находилось в состоянии максимальной загрузки для достижения максимальной осадки: все цистерны и танки судна были заполнены топливом или водой. Парусник проходил под мостом в самой нижней точке отлива. В результате зазор между крайней верхней точкой мачты и мостом составил всего 70 см!

Седов мачта

В подтверждение высокой квалификации французских лоцманов и российского парусного капитана, «Седов» удачно прошёл по Сене и под мостами.

Однако это было не единственное обстоятельство, позволившее УПС «Седову» прибыть на большой морской праздник «Армада -2019». Как рассказал начальник управления мореплавания и практической подготовки БГАРФ Михаил Новиков, по имеющемуся опыту УПС «Крузенштерн», который с 2013 года стал желанным гостем на фестивале, чтобы у парусника появилась возможность проходить под мостами и другими инженерными сооружениями высотой до 50 метров, руководство КГТУ приняло решение по переделке верхней части мачты и «Седова». В этом году подобную техническую концепцию по переделке мачты на судне реализовал «Судоремонт-Запад» во время зимнего ремонта.

Организаторы «Армады» всегда жаждали заполучить оба парусника на время фестиваля. Они даже предлагали для прохода под мостами опустить на судне стеньгу в нижнее положение. Но эта операция, утверждает Михаил Новиков, на практике невыполнима. Опустив стеньгу, судно должно было бы вернуться за завод, чтобы снова её поднять. Таким образом, сейчас «Седов» смело можно назвать главной морской звездой всемирно известного парусного фестиваля.

Источник: БГАРФ