Международное сотрудничество

Основные направления современного развития отрасли заданы Концепцией развития рыбного хозяйства и Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса России до 2020 года. В рамках реализации положений этих документов Федеральным агентством по рыболовству осуществляется деятельность по сохранению и усилению позиций России в мировом рыболовстве. Международное сотрудничество в области рыболовства обеспечивает в настоящее время около 1 млн. тонн или около четверти всего российского вылова водных биоресурсов.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства от 14 февраля 2013 г. (далее – Соглашение) Марокканская Сторона определяет условия осуществления рыбопромысловой деятельности судами, плавающими под флагом Российской Федерации (далее – российские суда рыбопромыслового флота), в атлантической части исключительной экономической зоны Королевства Марокко (далее – атлантическая рыболовная зона Королевства Марокко).

В период с 18 по 20 мая 2015 г. в г. Москве состоялась третья сессия Российско-Марокканской смешанной комиссии по рыболовству (далее – третья сессии комиссии), созданной в соответствии со Статьей 17 Соглашения, по итогам которой был подписан Протокол третьей сессии комиссии (далее – Протокол).

На основании Статьи 6 Соглашения и в соответствии с пунктом 2 Протокола Марокканская Сторона предоставляет российским судам рыбопромыслового флота на третий год действия Соглашения возможность ведения промысла мелких пелагических видов рыб (сардина, сардинелла, скумбрия, ставрида и анчоус) в объёме 100 тыс. тонн. Состав уловов по группам видов рыб следующий: сардина и сардинелла – 30%, скумбрия, ставрида и анчоус – 68%, прилов – 2%. Количество российских судов рыбопромыслового флота, допускаемых Марокканской Стороной к промыслу в атлантической рыболовной зоне Королевства Марокко, составляет 10 единиц, тоннаж каждого из которых не должен превышать 7765 брутто-регистровых тонн.

Информируем о возможности участия в исполнении Протокола и Соглашения.

Для участия в реализации Протокола и Соглашения российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся владельцами российских судов рыбопромыслового флота, со дня размещения на сайте Федерального агентства по рыболовству настоящей информации подают в Росрыболовство заявки на ведение промысла в пределах промысловых районов, установленных Соглашением, и документы в соответствии с Приложением № 2 к Соглашению (далее – Заявки) для направления их через Представительство Федерального агентства по рыболовству в Королевстве Марокко в Департамент морского рыболовства Министерства сельского хозяйства и морского рыболовства Королевства Марокко.

Согласно Приложению № 3 к Соглашению и пункта 2 Протокола выплата годовой финансовой компенсации, представляющей собой плату за право доступа российских судов рыбопромыслового флота в атлантическую рыболовную зону Королевства Марокко, а также другие платежи, предусмотренные положениями Статьи 8 Соглашения, осуществляются российскими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, являющимися владельцами российских судов рыбопромыслового флота, до начала промысла на основании счетов, выставляемых Марокканской Стороной.

Заявки направляются почтой или передаются непосредственно в Федеральное агентство по рыболовству по адресу: 107996, г. Москва, Рождественский бульвар, д. 12.

26 мая 2015 года Федеральным агентством по рыболовству было опубликовано Информационное сообщение, предусматривающее порядок участия российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – владельцев российских судов рыбопромыслового флота, в реализации Протокола третьей сессии комиссии и Соглашения Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства от 14 февраля 2013 года.

Федеральное агентство по рыболовству информирует, что определение Арбитражного суда г. Москвы от 08 июня 2015 года в рамках арбитражного дела № А40-104324/2015, приняты следующие обеспечительные меры:

1. Федеральному агентству по рыболовству запрещено направлять заявки российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на ведение промысла в пределах промысловых районов, установленных Соглашением между Правительством РФ и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства от 14 февраля 2013 года, и документы в соответствии с Приложением №2 к данному Соглашению в государственные органы Королевства Марокко (в том числе через Представительство Федерального агентства по рыболовству в Королевстве Марокко).

2. Федеральному агентству по рыболовству запрещено предоставлять в государственные органы Королевства Марокко список судов и документы в отношении таких судов, предусмотренные п. 4 раздела I Приложения 2 к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства от 14 февраля 2013 года.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства от 15 марта 2016 г. (далее – Соглашение) устанавливает принципы сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Марокко в области сохранения и использования морских живых ресурсов исключительной экономической зоны Королевства Марокко и определяет условия осуществления рыбопромысловой деятельности судами, плавающими под флагом Российской Федерации (далее – российские рыболовные суда), в атлантической части морских пространств, где Королевство Марокко осуществляет суверенные права и (или) юрисдикцию (далее – атлантическая рыболовная зона Марокко).

В соответствии с Соглашением Марокканская Сторона предоставляет возможность ведения промысла мелких пелагических видов рыб в атлантической рыболовной зоне Марокко российским рыболовным судам в порядке и на условиях, предусмотренных приложением № 1 к Соглашению, а также ежегодно определяет общий состав уловов по группам видов рыб, районы промысла, учетные цены, а также количество и тип российских рыболовных судов, осуществляющих рыбопромысловую деятельность в атлантической рыболовной зоне Марокко.

В период с 5 по 7 апреля 2016 г. в г. Москве состоялась первая сессия Российско-Марокканской смешанной комиссии по рыболовству (далее – первая сессия комиссии), созданной в соответствии со Статьей 17 Соглашения, по итогам которой был подписан Протокол первой сессии комиссии (далее – Протокол).

В соответствии с Протоколом Марокканская Сторона установила ежегодную квоту в размере 140 000 тонн в соответствии с пунктом 1 параграфа III приложения № 1 к Соглашению.

Также в соответствии с Протоколом стороны согласовали следующий состав уловов по группам видов рыб на 1-й год действия Соглашения: сардина, сардинелла – 23%, скумбрия, ставрида, анчоус – 75%, прилов – 2% и договорились установить количество российских рыболовных судов, допущенных к промыслу на 1-й год действия Соглашения, в количестве 10 единиц, тоннаж каждого из которых не должен превышать 7765 брутто-регистровых тонн.

Информируем о возможности и условиях осуществления промысла российскими рыболовными судами в атлантической рыболовной зоне Марокко.

Для участия в реализации Протокола и Соглашения российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся владельцами российских судов рыбопромыслового флота, со дня размещения на сайте Федерального агентства по рыболовству настоящей информации подают в Росрыболовство заявки на ведение промысла в пределах промысловых районов, установленных Соглашением, и перечень информации, направляемой Марокканской Стороне, предусмотренной приложением № 2 к Соглашению (далее – Заявки), для направления их через Представительство Федерального агентства по рыболовству в Королевстве Марокко в Департамент морского рыболовства Министерства сельского хозяйства и морского рыболовства Королевства Марокко.

Условия выплаты годовой финансовой компенсации, представляющей собой плату за право доступа российских судов рыбопромыслового флота в атлантическую рыболовную зону Королевства Марокко, а также иные платежи, предусмотренные Статьей 8 Соглашения, определены приложением № 3 к Соглашению и пунктом 2.4 Протокола.

Заявки направляются почтой или передаются непосредственно в Федеральное агентство по рыболовству по адресу: 107996, г. Москва, Рождественский бульвар, д. 12.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации Росрыболовству делегированы полномочия по обеспечению участия Российской Федерации в следующих международных рыбохозяйственных организациях:

Международный совет по исследованию моря (ИКЕС), Организация по сохранению лосося в северной части Атлантического океана (НАСКО), Организация по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО), Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ), Международная комиссия по сохранению атлантических тунцов (ИККАТ), Международная комиссия по анадромным рыбам северной части Тихого океана (НПАФК), Организация по морским наукам в северной части Тихого океана (ПИКЕС), Комиссия по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК), Комиссия по рыболовству в северной части Тихого океана (СТО), Региональная организация по регулированию рыболовства в южной части Тихого океана (ЮТО).

В данном разделе приведены тексты конвенций указанных организаций, а также ссылки на официальные сайты данных организаций и меры регулирования рыболовства на 2016 год, размещенные на указанных сайтах.

Целью Конвенции о Международном совете по исследованию моря является содействие и способствование проведению исследований и изысканий по изучению моря, промысел в рамках ИКЕС не осуществляется

Промысел лосося за пределами районов юрисдикции прибрежных государств в области рыболовства запрещается.

В районах, на которые распространяется юрисдикция прибрежных государств в области рыболовства, промысел лосося запрещается за пределами 12 морских миль от базисных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, за исключением следующих районов:

  1. в районе деятельности Западногренландской комиссии, до 40 морских миль от базисных линий; и
  2. в районе деятельности Комиссии Северо-Восточной Атлантики, в пределах района юрисдикции Фарерских островов в области рыболовства.

Действует запрет промысла лосося за пределами районов юрисдикции прибрежных государств

Целью Конвенции об Организации по морским наукам в северной части Тихого океана является содействие проведению морских научных исследований и координирование их в целях совершенствования научных знаний о районе действия и его живых ресурсов, включая, но не обязательно ограничиваясь исследованиями в отношении морской среды и ее взаимодействий с сушей и атмосферой, ее роли и реакции на изменения мировой погоды и климата, ее флоры, фауны и экосистем, ее использования и ресурсов, и влияния на нее человеческой деятельности. Промысел в рамках ПИКЕС не осуществляется

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства от 15 марта 2016 года (далее – Соглашение) устанавливает принципы сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Марокко в области сохранения и использования морских живых ресурсов исключительной экономической зоны Королевства Марокко и определяет условия осуществления рыбопромысловой деятельности судами, плавающими под флагом Российской Федерации (далее – российские рыболовные суда), в атлантической части морских пространств, где Королевство Марокко осуществляет суверенные права и (или) юрисдикцию (далее – атлантическая рыболовная зона Марокко).

В соответствии с Соглашением Марокканская Сторона предоставляет возможность ведения промысла мелких пелагических видов рыб в атлантической рыболовной зоне Марокко российским рыболовным судам в порядке и на условиях, предусмотренных приложением № 1 к Соглашению, а также ежегодно определяет общий состав уловов по группам видов рыб, районы промысла, учетные цены, а также количество и тип российских рыболовных судов, осуществляющих рыбопромысловую деятельность в атлантической рыболовной зоне Марокко.

В период с 4 по 5 мая 2017 г. в г. Рабат, Королевство Марокко, состоялась вторая сессия Российско-Марокканской смешанной комиссии по рыболовству (далее – вторая сессия комиссии), созданной в соответствии со Статьей 17 Соглашения, по итогам которой был подписан Протокол второй сессии комиссии (далее – Протокол).

В соответствии с Протоколом Марокканская Сторона установила ежегодную квоту в размере 140 000 тонн в соответствии с пунктом 1 параграфа III Приложения № 1 к Соглашению.

При этом Стороны согласовали следующие особые условия на второй год действия Соглашения:

российским рыбопромысловым судам разрешается вести промысел за пределами 16-мильной прибрежной зоны в границах района промысла в рыболовной зоне, предусмотренной Соглашением;

ежемесячный вылов российских рыболовных судов не должен превышать 24 тыс. тонн мелких пелагических рыб.

Также в соответствии с Протоколом стороны согласовали следующий состав уловов по группам видов рыб на 2-й год действия Соглашения: сардина, сардинелла – 23%, скумбрия, ставрида, анчоус – 75%, прилов – 2% и договорились установить количество российских рыболовных судов, допущенных к промыслу на 2-й год действия Соглашения, в количестве 10 единиц, тоннаж каждого из которых не должен превышать 7765 брутто-регистровых тонн.

Информируем о возможности и условиях осуществления промысла российскими рыболовными судами в атлантической рыболовной зоне Марокко.

Для участия в реализации Протокола и Соглашения российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся владельцами российских судов рыбопромыслового флота, со дня размещения на сайте Федерального агентства по рыболовству настоящей информации подают в Росрыболовство заявки на ведение промысла в пределах промысловых районов, установленных Соглашением, и перечень информации, направляемой Марокканской Стороне, предусмотренной приложением № 2 к Соглашению (далее – Заявки), для направления их через Представительство Федерального агентства по рыболовству в Королевстве Марокко в Департамент морского рыболовства Министерства сельского хозяйства и морского рыболовства Королевства Марокко.

Условия выплаты годовой финансовой компенсации, представляющей собой плату за право доступа российских судов рыбопромыслового флота в атлантическую рыболовную зону Королевства Марокко, а также иные платежи, предусмотренные Статьей 8 Соглашения, определены приложением № 3 к Соглашению и пунктом 2.4 Протокола.

Заявки направляются почтой или передаются непосредственно в Федеральное агентство по рыболовству по адресу: 107996, г. Москва, Рождественский бульвар, д. 12.

Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ) создана в 1980 г. в соответствии с Конвенцией по сохранению морских живых ресурсов Антарктики. Членами Комиссии являются 23 страны и Европейский Союз.

Ежегодно на сессиях АНТКОМа вырабатываются специальные “Меры по сохранению”, определяющие объемы, сроки, способы вылова для каждого объекта промысла, разрешенные орудия лова, периодичность и характер информации, которая должна поступать в секретариат Комиссии от международных наблюдателей и инспекторов.

В рамках АНТКОМа ежегодно проводятся несколько национальных и интернациональных морских экспедиций с целью оценки состояния запасов рыб, криля, крабов и других гидробионтов. Вся научная информация по результатам исследований поступает в базу данных АНТКОМа, она может быть использована Россией в любое время и в полном объеме.

Международный Совет по исследованию моря (ИКЕС) – старейшая и наиболее авторитетная международная научная организация, созданная в 1902 году. Ее членами являются 17 европейских стран, США и Канада. ИКЕС проводит исследования по оценке состояния рыбных ресурсов и окружающей среды во всех промысловых районах Северо-Восточной Атлантики, включая Балтийское море, подготавливает рекомендации по величине общего допустимого улова (ОДУ) таких важнейших для России объектов промысла, как треска, пикша, окунь, палтус, сайда, сельдь, мойва, путассу, скумбрия, лосось, морские млекопитающие.

Наша страна активно участвовала в морских научных исследованиях как в рамках международных программ ИКЕС, так и на национальном уровне. Большая работа по обеспечению интересов отечественного рыболовства проводилась российскими специалистами в рабочих группах и комитетах ИКЕС на всех стадиях обсуждения и принятия рекомендаций ИКЕС. Членство России в ИКЕС дает возможность ежегодно получать безвозмездно большое количество научных материалов, что обеспечивает российской науке надлежащую базу для оценки состояния промысловых запасов морских гидробионтов, окружающей среды и составления на этой основе научных прогнозов вылова и реализации на практике концепции рационального рыболовства в Северо-Восточной Атлантике.

Международная комиссия по сохранению атлантических тунцов (ИККАТ) – организована в 1966 г. с целью поддержания запасов атлантических тунцов на уровне максимального устойчивого улова. В настоящее время членами ИККАТ, включая Россию, являются 26 государств и Европейский Союз. Учитывая стабильный спрос на тунцов на мировом рынке, отечественный промысел в районах действия ИККАТ достаточно эффективен.

Также следует иметь в виду, что ни для одной страны не представляется возможным вести промысел тунцов и реализовывать продукцию такого промысла, если она не является членом ИККАТ.

Организация по сохранению лосося в северной части Атлантического океана (НАСКО) создана в 1982 г. в целях регулирования промысла лосося в Северной Атлантике. СССР стал членом этой организации в 1987 г. Благодаря активному участию России в НАСКО был введен запрет на промысел лосося дрифтерными сетями у берегов Норвегии и квотирование вылова лосося в экономической зоне Фарерских островов, т.е. в районах, где нагуливается лосось, мигрирующий из российских рек. Такие меры способствовали увеличению запасов лосося в реках Кольского полуострова, Архангельской области и Карелии, их сохранению на самом высоком в Европе уровне. В результате введения ограничительных мер обеспечивается стабильный ежегодный улов лосося в российских водах.

Под эгидой НАСКО на Кольском полуострове осуществляются 3 международные программы по изучению и сохранению лосося с участием России, Норвегии, Канады и США. Кроме того, российская сторона получает через НАСКО результаты исследований морского периода жизни лосося, проводимых учеными европейских стран, что позволяет достаточно точно прогнозировать подход лосося в воды России и определять уровень его рационального промысла.

Организация по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО) создана в 1977 г., регулирует рыболовство в северо-западной части Атлантического океана за пределами экономических зон прибрежных государств. Рассматривается мировым рыболовным сообществом, как одна из авторитетных организаций в разработке правовых норм управления водными биоресурсами на международном уровне. Членами НАФО являются 17 стран и ЕС.

Россия входит в число ограниченного круга стран – членов НАФО, имеющих приоритет в получении наибольших квот вылова, который определяется объемом уловов и степенью вклада в проведение научных исследований в этом районе на исторической основе.

Комиссия по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК) создана в 1980 г. с целью регулирования рыболовства в северо-восточной части Атлантического океана – традиционного района промысла российских рыбаков Европейской части Российской Федерации.

В конвенционном районе НЕАФК за пределами зон национальной юрисдикции России выделяются квоты вылова на такие ценные виды рыб, как атланто-скандинавская сельдь, океанический окунь, скумбрия, путассу.

Международная комиссия по анадромным рыбам северной части Тихого океана (НПАФК) – создана в 1992 г. в целях осуществления контроля за запретом промысла анадромных видов рыб, в первую очередь лососей, в открытых водах Тихого океана, перевода промысла в экономические зоны государств происхождения вида (наиболее рационального с точки зрения сохранения запасов и управления ими), организации международной охраны лососей от браконьерства, проведения исследований лососей по согласованным международным программам, обмена на взаимной основе научной и промысловой информацией. Членами НПАФК, помимо России, являются Канада, США и Япония.

Совместными усилиями стран-членов НПАФК проводятся исследования лососей в открытом океане в период их зимовки. Результаты этих исследований Россия получает безвозмездно и, что важно, своевременно, что позволяет эффективно использовать их при разработке прогнозов уловов и численности подходов лососей в районы российского промысла.

За годы работы НПАФК произошло заметное улучшение состояния запасов лососей. В первую очередь это касается горбуши, пользующейся большим спросом на российском рынке из-за сравнительно доступных цен, а также нерки, которая составляет основу отечественного экспорта лососей.

Организация по морским наукам в северной части Тихого океана (ПИКЕС) – создана в 1990 г. Россия стала членом этой организации в 1994 году.

Объемы мирового рыболовства зависят от изменений в сообществах рыб, определяемых крупномасштабными колебаниями океанологических условий. В этой связи наиболее достоверная информация о текущих океанологических процессах и понимание тенденций их изменений является основой устойчивого рыболовства. ПИКЕС призвана добывать и накапливать такую информацию, проводить систематический анализ получаемых данных, используя совместные усилия. Россия добывает в Тихом океане до 70% общего российского улова рыбы и морепродуктов. Российский рыбохозяйственный комплекс Дальнего Востока крайне заинтересован в получении на регулярной основе международной океанологической и биологической информации, которой располагает ПИКЕС, для подготовки краткосрочных и долгосрочных прогнозов вылова для рыболовного флота.

Кроме того, Российская сторона регулярно получает информацию о природных процессах (в частности – климатообразующих), которая широко используется в сельском и лесном хозяйствах России.

Консультации по подготовке проекта Конвенции по управлению рыболовством в южной части Тихого океана (далее – Конвенция) были инициированы Новой Зеландией, Австралией и Чили в 2005 г. Предполагаемый район регулирования – вся южная часть Тихого океана от Австралии до Южной Америки.

Более 21 страны (среди которых США, Япония, Китай, Республика Корея и др.) заявили о своей заинтересованности участвовать в создаваемой организации по управлению рыболовством в южной части Тихого океана, которая будет учреждена после подписания Конвенции.

Справочно:

Cырьевые ресурсы ЮТО были открыты Российской Федерацией (СССР) в 1978 году. В южной части Тихого океана с 1978 по 1991 гг. было проведено 268 научно-поисковых и 80 научно-исследовательских российских экспедиций, или более 20 научно-поисковых и более 6 научно-исследовательских экспедиций в год. Интенсивная научно-поисковая деятельность Российской Федерации позволила подготовить детальное промысловое описание всей акватории юга Тихого океана, включая распределение и состояние запасов основных объектов промысла как в пелагиали, так и на подводных хребтах.

Российская делегация участвовала в подготовке Конвенции на всех этапах переговоров по созданию организации по управлению рыболовством в южной части Тихого океана.

Комиссия по рыболовству в северной части Тихого океана (СТО). В соответствии с пунктом 66 Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций №61/105 государствам «рекомендуется, чтобы там, где отсутствует субрегиональная или региональная рыбохозяйственная организация или договоренность, которая могла бы ввести меры по сохранению и управлению в отношении трансграничного рыбного запаса или запаса далеко мигрирующих рыб, соответствующие прибрежные государства и государства, ведущие промысел такого запаса в открытом море, сотрудничали в деле учреждения такой организации или заключения другой соответствующей договоренности, дабы обеспечить сохранение таких запасов и управление ими, и участвовали в работе этой организации или договоренности».

В связи с этим, начиная с 2006 г. проводились консультации по подготовке Конвенции о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом море северной части Тихого океана.

Представители 6 прибрежных стран Азиатско-Тихоокеанского региона (среди которых Российская Федерация, США, Япония, Китай, Республика Корея и Канада), а также Тайвань заявили о своей заинтересованности участвовать в создаваемой региональной организации по регулированию рыболовства в открытом море северной части Тихого океана.

Справочно:

Сырьевые ресурсы северной части Тихого океана были открыты Российской Федерацией (СССР) в 1968 г. В период с 1968 по 1977 гг. вылов всех видов донных водных биологических ресурсов в северо-западной части Тихого океана составлял до 154 тыс. тонн. В период с 1986 по 1989 гг. также велся промысел глубоководных видов водных биологических ресурсов, в данный период вылов составлял от 6 до 16 тыс. тонн.

Промысел пелагических видов, таких как сайра, ведется начиная с 2004 года, ежегодный вылов составляет до 35 тыс. тонн.

В связи с принятием Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 45-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом море северной части Тихого океана» Российская Федерация завершила внутригосударственные процедуры, необходимые для полноправного участия в работе Комиссии СТО.

Российская Федерация также участвует в работе Конференции по сохранению ресурсов минтая центральной части Берингова моря и управлению ими создана в соответствии с Конвенцией по сохранению минтая центральной части Берингова моря, подписанной в 1994 году. Участниками данной организации являются Российская Федерация, США, Япония, Республика Корея, КНР и Польская Республика.

Целью данной организации является восстановление запаса минтая центральной части Берингова моря, уровень которого значительно снизился из-за чрезмерной промысловой нагрузки.

Ежегодные сессии организации проводятся поочередно на территории государств-участниц.

В рамках Четвертого каспийского саммита (29 сентября 2014 г., г. Астрахань) представителями прикаспийских государств подписано Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря (далее – Соглашение).

Взаимодействие прикаспийских государств в области сохранения и рационального использования водных биологических ресурсов Каспийского моря после распада СССР осуществлялось на основании протокола заседания полномочных представителей прикаспийских государств от 23 декабря 1992 года, в соответствии с которым учреждена межведомственная Комиссия по водным биоресурсам Каспийского моря.

Основываясь на Протокольном решении Президентов Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана по итогам третьего Каспийского саммита, состоявшегося 18 ноября 2010 года в Баку (Азербайджан), представители прикаспийских стран обеспечили согласование текста Соглашения.

Учреждаемая в соответствии с Соглашением Комиссия имеет полномочия:

  1. координировать деятельность по сохранению, воспроизводству, рациональному использованию совместных водных биологических ресурсов;
  2. вносить изменения в перечень видов совместных водных биологических ресурсов;
  3. ежегодно определять общие допустимые уловы совместных водных биологических ресурсов и распределять их на национальные квоты;
  4. устанавливать критерии распределения общего допустимого улова совместных водных биологических ресурсов на национальные квоты;
  5. согласовывать объемы вылова национальной квоты осетровых видов рыб в случае ее передачи другой Стороне, осуществляющей их промысел в своих реках;
  6. регулировать промысел и сохранение совместных водных биологических ресурсов на основе ограничений промысла, которые могут включать следующие меры:
    • запрет промысла в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биологических ресурсов на определенные периоды;
    • сезонное закрытие промысла в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биологических ресурсов;
    • установление минимального размера и веса добываемых (вылавливаемых) водных биологических ресурсов;
    • определение размера ячеи и конструкции орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
    • иные согласованные ограничения промысла;
  7. рассматривать представленные отчеты об освоении квот на вылов совместных водных биологических ресурсов и отчетов по реализации Сторонами других решений Комиссии;
  8. рассматривать данные промысловой статистики, включая количество судов, участвующих в промысле, и осуществленный ими вылов;
  9. утверждать правила рыболовства в отношении совместных водных биологических ресурсов;
  10. разрабатывать и утверждать необходимые программы и проекты по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов совместных биологических ресурсов, перечень которых утверждается Комиссией и среды их обитания;
  11. утверждать и координировать согласованные программы научно исследовательских работ по совместным водным биологическим ресурсам, устанавливать периодичность проведения таких работ;
  12. сотрудничать с соответствующими специализированными международными организациями для достижения целей данного Соглашения;
  13. содействовать разрешению спорных вопросов в области сохранения, воспроизводства и рационального использования совместных водных биологических ресурсов;
  14. обеспечивать процедуру совместной оценки количественных и качественных характеристик выпускаемой молоди;
  15. создавать рабочие группы, определять направления и программы их деятельности;
  16. осуществлять мониторинг исполнения принятых решений;
  17. устанавливать экспортные квоты в отношении осетровых видов рыб и продукции из них;
  18. осуществлять иные функции и принимать другие решения, которые могут оказаться необходимыми для реализации настоящего Соглашения.

Двустороннее сотрудничество с КНР в области рыбного хозяйства получило правовую основу с момента подписания 4 октября 1988 года Соглашения между Правительством СССР и Правительством КНР о сотрудничестве в области рыбного хозяйства.

Для реализации Соглашения из представителей Сторон создана Смешанная Российско-Китайская Комиссия по сотрудничеству в области рыбного хозяйства, на ежегодных сессиях которой рассматриваются результаты сотрудничества и принимаются рекомендации по его развитию и совершенствованию. На первой сессии, состоявшейся в январе 1989 года в КНР, утверждены Правила процедуры Смешанной Комиссии.

В целях организации взаимодействия по вопросу сохранения и совместного рационального использования рыбных запасов в пограничных водах рек Амур и Уссури 27 мая 1994 года между Россией и КНР было подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области охраны, регулирования и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах рек Амур и Уссури, неотъемлемой частью которого являются совместно согласованные российскими и китайскими специалистами Правила по охране, регулированию и воспроизводству рыбных запасов в пограничных водах рек Амур и Уссури. Однако китайские рыбаки на протяжении всего периода действия Соглашения продолжают вести широкомасштабный браконьерский промысел в этом бассейне, не соблюдая установленные Правила. Действия китайских рыбаков наносят серьезный ущерб рыбным запасам Амура и Уссури и в конечном итоге могут привести к полному исчезновению ценных видов, обитающих в этих реках (осетровых и лососевых).

Суть проблемы неоднократно ставилась Российской Стороной на обсуждение на сессиях Смешанной Комиссии, а также на заседаниях созданной по ее инициативе Рабочей комиссии по управлению рыбным промыслом в пограничных водах рек Амур и Уссури. Китайская Сторона, ссылаясь на невыполнение положений Соглашения от 27 мая 1994 года местными органами самоуправления провинции Хэйлунцзян, рыбаками и гражданами прибрежных районов, тем не менее берет на себя обязательства контролировать ситуацию. Однако, несмотря на принимаемые Китайской Стороной меры, количество нарушений китайскими рыбаками совместно разработанных Правил не уменьшается.

Предлагаемые российскими учеными и специалистами в ходе сессий Смешанной Комиссии и на заседаниях Рабочей комиссии по управлению рыбным промыслом в пограничных водах рек Амур и Уссури конкретные, научно обоснованные меры по сохранению и воспроизводству ценных видов рыб бассейна реки Амур китайцы отвергают, аргументируя это невозможностью принятия их в связи с тем, что рыбный промысел – единственный вид занятости населения прибрежных районов и единственный источник его жизнеобеспечения.

К настоящему времени проведено девятнадцать сессий Смешанной Комиссии. По инициативе Российской Стороны в рамках Смешанной Комиссии была начата работа по организации сотрудничества в вопросах предупреждения незаконного несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов.

27 сентября 2010 года был подписан соответствующий Меморандум о взаимопонимании между Федеральным агентством по рыболовству (Российская Федерация) и Министерством сельского хозяйства Китайской Народной Республикой. В настоящее время идет подготовка полномасштабного межправительственного Соглашения.

Взаимоотношения России и Республики Корея в области рыбного хозяйства базируются на Соглашении, подписанном Правительством СССР и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области рыбного хозяйства 16 сентября 1991 года.

Негативным моментом в двустороннем сотрудничестве являлся начатый в 1992 году корейскими рыболовными судами нерегулируемый широкомасштабный промысел минтая в центральной части Охотского моря (наряду с судами Польши и Китая).

В результате проводимой Российской стороной совместно и МИД России работой с целью призвать упомянутые страны к прекращению такого промысла, Республика Корея в апреле 1993 года первой приняла решение о добровольном прекращении нерегулируемого промысла минтая, что в значительной степени облегчило Российской стороне процесс достижения аналогичной договоренности с Республикой Польша и Китаем.

В порядке компенсации рыболовные корейские суда получили право промысла водных биологических ресурсов в ИЭЗ России на основе ежегодно предоставляемых Корейской стороне на платной основе квот вылова.

Все вопросы двустороннего сотрудничества рассматриваются на ежегодных сессиях Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству, созданной из представителей Сторон.

Проблемой взаимоотношений двух стран в области рыбного хозяйства оставалось возросшее в последние годы количество заходов в корейские порты российских рыболовных судов для сдачи рыбы и рыбопродукции российского происхождения, добытой незаконным (браконьерским) способом.

Многолетняя последовательная работа Российской стороны по достижению договоренности с Корейской стороной о совместном решении этой проблемы успешно завершилась подписанием в декабре 2009 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов.

Будучи весьма заинтересованной в промысле в ИЭЗ России, Корейская сторона постоянно ставит вопрос об увеличении объема выделяемых ей квот, внося в качестве альтернативы предложение о готовности инвестировать в рыбную отрасль России ежегодно до 5 млн. долларов США.

В целях выполнения соответствующих поручений Правительства Российской Федерации по развитию отечественной рыбной отрасли с привлечением для этого иностранных инвестиций 10 ноября 2010 года в г. Сеул подписан Меморандум между Федеральным агентством по рыболовству (Российская Федерация) и Министерством продовольствия, сельского, лесного и рыбного хозяйства о взаимопонимании в области привлечения инвестиций Республики Корея в рыбохозяйственный комплекс на Дальнем Востоке Российской Федерации. Меморандум предусматривает сотрудничество в области разработки инвестиционных проектов в рыбохозяйственной отрасли, развитие сопутствующей рыболовству производственной деятельности, в частности, в области судостроения, судоремонта, строительства морозильных, холодильных и перерабатывающих мощностей, строительства оптового рыбного рынка в г. Владивосток и в создании инфраструктуры для торговли рыбой и рыбопродукцией и др.

Для более полного использования имеющегося потенциала сотрудничества Стороны намерены эффективно задействовать механизм Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству.

С учетом вышеизложенного есть основание полагать, что российско-корейское рыбохозяйственное сотрудничество переходит на более качественный уровень стратегического сотрудничества.

Взаимоотношения с КНДР осуществляются на основе Соглашения от 6 мая 1987 года между Правительством СССР и Правительством КНДР о сотрудничестве в области рыбного хозяйства, заменившего собой Соглашение от 18 января 1974 года и Протоколы к нему от 28 июля 1977 года и от 12 июня 1978 года.

В рамках Соглашения от 6 мая 1987 года между российскими предприятиями и организациями Дальнего Востока и корейскими партнерами осуществляются непосредственные контакты по таким направлениям, как: совместное выращивание объектов марикультуры в Приморском крае, выращивание растительноядных рыб, производство и реализация продукции пресноводного рыбоводства, изучение возможности совместного выращивания креветки на территории КНДР, проведение совместных научно-исследовательских рейсов по изучению сырьевой базы экономической зоны КНДР, создание предприятий в г. Синпхо по производству консервов и др.

В целях реализации Соглашения из представителей Сторон создана Российско-Корейская Смешанная Комиссия по сотрудничеству в области рыбного хозяйства, на ежегодных сессиях которой рассматриваются все вопросы, представляющие взаимный интерес.

В соответствии с положениями Соглашения от 6 мая 1987 года рыболовным судам каждой из Сторон представляется право добычи (вылова) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне другой Стороны в пределах квот, выделяемых на взаимной основе. Однако ни одной из Сторон квота на протяжении нескольких лет практически не осваивается. По просьбе Корейской Стороны ей выделяется на платной основе квота на добычу (вылов) минтая в районе Западно-Беринговоморской зоны ИЭЗ России.

По инициативе Российской Стороны в рамках Соглашения от 6 мая 1987 года осуществляется работа по организации взаимодействия в вопросах предотвращения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов.

Отношения России и Японии в области рыболовства регламентируются рядом межправительственных соглашений:

Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии о взаимных отношениях в области рыболовства у побережья обеих стран от 7 декабря 1984 года

В рамках данного соглашения Стороны устанавливают объемы добычи и условия ведения промысла в зонах России и Японии на взаимной основе. Кроме того, японские суда осуществляют промысел в ИЭЗ Российской Федерации за плату. В связи с более полным освоением квот вылова российскими пользователями, прослеживается устойчивая тенденция на снижение объемов добычи и сокращение количества японских судов в ИЭЗ России.

Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 12 мая 1985 года

Соглашение направлено на сотрудничество в сохранении, воспроизводстве и оптимальном использовании анадромных видов рыб в северо-западной части Тихого океана.

В рамках данного соглашения японские рыбаки вели промысел лососевых российского происхождения в районах в ИЭЗ Японии и за пределами ИЭЗ России, выплачивая российской стороне компенсацию за ее расходы по воспроизводству в виде поставок различного рыбоводного оборудования.

С подписанием 11 февраля 1992 года Россией, США, Канадой и Японией Конвенции о сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана, японские рыбаки прекратили промысел в открытом море и ведут его в ИЭЗ Японии на компенсационной основе в пределах квот, установленных российской стороной. Япония пошла на подписание Конвенции под давлением остальных стран-участниц и с учетом получения гарантий со стороны России о возможности продолжения промысла лососевых на коммерческих условиях в ИЭЗ России (при условии участия в воспроизводстве лососевых на территории РФ). Такое решение проблемы отвечает экономическим интересам России, поскольку японские рыбаки ведут промысел под контролем российских органов рыбоохраны.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах промысла морских живых ресурсов от 21 февраля 1998 года

Данное соглашение определяет основные принципы сотрудничества сторон в целях осуществления промысла морских живых ресурсов японскими рыболовными судами в районе Южных Курил. Соглашение сыграло важную роль в прекращении браконьерства в российских территориальных водах в районе южных Курил и сохранении запасов биоресурсов в этом районе. Кроме того, Соглашение имеет важное значение с точки зрения ослабления остроты территориальной проблемы, существующей в отношениях Российской Федерации и Японии. Важность данного соглашения была подтверждена российской и японской сторонами в плане совместных действий, одобренных руководством обеих стран.

Японская сторона в связи с промыслом, сохранением и воспроизводством живых ресурсов выплачивает ежегодно российской стороне около 21,3 млн. йен, а также поставляет российской стороне научно-исследовательские материалы на сумму 21,1 млн. йен для исследований в области рыболовства.

Соглашение между Минрыбхозом СССР и Хоккайдской ассоциацией рыбопромышленников о промысле морской капусты японскими рыбаками от 25 августа 1981 года

На основе данного соглашения и ежегодно подписываемых к нему протоколов о продлении японские рыбаки ведут промысел морской капусты в районе о. Сигнальный на платной основе. Хоккайдская ассоциация рыбопромышленников ежегодно выплачивает российской стороне 90-100 млн. йен за право ведения промысла в указанном районе. Данные средства в соответствии с Указом Президента России целиком направляются на финансирование конкретных проектов на южных Курилах.

Данное соглашение также способствует развитию добрососедских отношений рыбаков с Южных Курил и японского острова Хоккайдо.

Реализация российско-японских соглашений в области рыболовства имеет важное значение как с экономической, так и политической точки зрения.

Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии по ведению рыбопромысловых операций от 7 июня 1975 года

Соглашение применимо к морским районам у побережья Японии и устанавливает правила ведения рыболовных операций.

На его основе в Москве и Токио созданы в 1976 году соответственно Комиссии по урегулированию претензий в области рыболовства, состоящих из представителей обеих стран.

Правовой основой взаимоотношений с Вьетнамом является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 16 июня 1994 года (далее – Соглашение), заменившее собой межправительственное Соглашение от 27 декабря 1978 года.

Соглашение предусматривает экономическое и научно-техническое сотрудничество на взаимовыгодной и долговременной основе по направлениям, представляющим взаимовыгодный интерес.

В целях осуществления Соглашения из представителей Сторон создана Смешанная Российско-Вьетнамская комиссия по сотрудничеству в области рыбного хозяйства (далее – Смешанная Комиссия). Все вопросы сотрудничества рассматриваются на сессиях Смешанной Комиссии, которая представляет по их результатам соответствующие рекомендации Сторонам.

Соглашение предусматривает возможность учреждения в каждой из стран представительства рыбохозяйственного ведомства другой Стороны в целях оперативной реализации положений Соглашения.

Сотрудничество в области рыболовства между Россией и США осуществляется в традиционных рамках отношений, сложившихся в последние годы на основе двусторонних российско-американских соглашений, а также Конвенций и международных договоренностей.

В настоящее время между Россией и США действуют следующие соглашения:

«О взаимных отношениях в области рыбного хозяйства» от 1988 года

На базе данного соглашения решается широкий круг вопросов двусторонних отношений в области рыболовства, обсуждение которых ведется в рамках ежегодных сессий Межправительственного Консультативного Комитета. К ним относятся проблемы научных исследований, использования и сохранения рыбных запасов двух стран, взаимодействия в работе международных рыбохозяйственных организаций и др. Осуществляется обмен научными данными.

Также ведется работа по подготовке Межправительственного российско-американского «пакетного» соглашения о сохранении и рациональном использовании живых ресурсов в северной части Берингова моря. Что касается Соглашения между СССР и США о линиях разграничения морских пространств в Беринговом море от 01.06.90г., то оно еще не ра­тифицировано и поэтому не вступило в силу для России, хотя фактически выполняется в части рыболовства с 15.06.90г.

«О сохранении трансграничных рыбных запасов в центральной части Охотского моря» от 1996 года

В рамках данного Соглашения США поддерживают усилия России, направленные на сохранение рыбных ресурсов и управление ими в Охотском море, в частности, за счет сокращения деятельности рыболовных судов иностранных государств.

«Об ограничении промысла тихоокеанских лососей в исключительных экономических зонах России и США в северной части Тихого океана» от 1992 года

В результате обмена дипломатическими нотами устанавливается режим промысла тихоокеанского лосося в 200-мильных морских зонах России и США, в том числе, запрет на прямой вылов лосося за пределами 25 морских миль от базисных линий.

Отдельно устанавливается режим работы научно-исследовательских судов, осуществляющих деятельность в рамках национальных и международных программ.

Россия и США тесно взаимодействуют в рамках некоторых международных конвенций, в первую очередь, Конвенции

Сотрудничество между Россией и Канадой в области рыбного хозяйства осуществлялось на основе Соглашения между Правительством СССР и Правительством Канады о взаимных отношениях в области рыболовства от 1 мая 1984 года. В соответствии с Соглашением Канада выделяла российским судам ежегодные квоты на вылов водных ресурсов в своей 200-мильной экономической зоне у атлантического побережья с учетом состояния запасов и возможностей канадского рыболовного флота по освоению этих запасов. В период с 1984 по 1990 года общий объем выделяемых для российских судов квот в канадской зоне составлял от 100 до 125 тыс.тонн. В дальнейшем, в связи со сложившейся в канадской рыбной промышленности кризисной ситуацией, связанной с ухудшением состояния запасов традиционных для канадских рыбаков видов рыб, наметилась тенденция сокращения квот, выделяемых для иностранных судов. В результате, учитывая незначительные объемы квот вылова, работа российских судов в канадской зоне стала экономически невыгодной и с 2003г. российские суда в указанном районе рыбный промысел не вели.

Следует отметить, что в предыдущие годы получила развитие совместная коммерческая деятельность российских судовладельцев и канадских рыбопромышленных компаний, включающая закупку рыбы-сырца с канадских судов на российские обрабатывающие суда в районах промысла в канадской зоне, выполнение различного вида услуг канадскими агентирующими фирмами. С 1990 г. российские промысловые суда вылавливали высокоценные виды рыб (палтус, треску, окунь) по квотам канадских компаний с доставкой уловов на канадские береговые рыбообрабатывающие предприятия. Осуществлялась также поставка трески и креветки, выловленных за пределами канадской зоны, для канадских рыбоперерабатывающих предприятий.

Кроме того, с 1999 по 2007 гг. российские суда работали на приемке хека от канадских рыбаков у тихоокеанского побережья Канады.

В настоящее время важным направлением российско-канадских отношений в области рыболовства является сотрудничество в рамках Организации по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО).

29 ноября 2007 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2007 г. № СН-П2-2556 по итогам VI сессии Межправительственной Российско-Канадской экономической комиссии (Оттава, март 2007 г.) был подписан Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области рыболовства между Государственным Комитетом Российской Федерации по рыболовству и Министерством рыболовства и океанов Канады. Он определяет основные направления сотрудничества в области рыболовства между двумя странами, регулирует систему взаимного информирования сторон по интересующим вопросам, обеспечивает конкретные механизмы контроля за выполнением достигнутых договоренностей.

В целях обеспечения выполнения Меморандума создан Российско-Канадский Комитет по Двустороннему Сотрудничеству в области рыболовства, первое заседание которого состоялось в период с 13 по 14 сентября 2010 г. в г. Санкт-Петербурге, Российская Федерация.

Российско-фарерское сотрудничество в области рыболовства осуществляется на основании Соглашения между Правительством СССР, с одной стороны, и Правительством Дании и местным Правительством Фарерских островов, с другой стороны, о взаимных отношениях в области рыболовства между СССР и Фарерскими островами от 27 ноября 1977 года, основным элементом которого является взаимный обмен квотами добычи (вылова) водных биоресурсов в исключительных экономических зонах обоих государств. С целью консультаций по практическим вопросам рыболовства и разработки планов сотрудничества была создана Смешанная Российско-Фарерская комиссия по рыболовству, сессии которой проводятся один раз в год поочередно на территории каждой из Сторон.

В рамках Смешанной комиссии Стороны осуществляют сотрудничество в области управления и контроля за рыболовством по таким направлениям, как:

  • координация деятельности российских органов рыбоохраны и фарерских официальных властей по вопросам контроля за промыслом;
  • взаимный обмен информацией между органами рыбоохраны в части нормативных положений и требований по осуществлению контроля за работой рыбодобывающих организаций в ИЭЗ обеих стран, а также в открытой части Баренцева моря с использованием компьютерных и телефаксных средств связи;
  • разработка и внедрение единой системы расчетных коэффициентов пересчета продукции в сырец для использования всеми рыбаками в Баренцевом море;
  • совместный инспекторский контроль за промыслом в Баренцевом море, предотвращение неконтролируемого промысла.

При проведении исследований запасов живых ресурсов российскими научно-исследовательскими судами в зоне Фарерских островов на них присутствуют и участвуют фарерские ученые и специалисты. Все сведения об исследованиях и результатах промысла регулярно передаются Фарерской стороне, что позволяет боле надежно прогнозировать возможные изменения в состоянии морских живых ресурсов и экономить средства, затрачиваемые на такие исследования.

В целом взаимоотношения России и Фарерских островов отвечают взаимным интересам обеих стран и имеют хороший потенциал для дальнейшего развития.

Осуществляется на основе двух межправительственных соглашений: «Соглашение между Правительством СССР и Правительством Королевства Норвегии о сотрудничестве в области рыболовства» от 11 апреля 1975 года и «Соглашении между Правительством СССР и Правительством Королевства Норвегии о взаимных отношениях в области рыболовства» от 15 октября 1976 года.

Отношения между Россией и Норвегией в области рыболовства являются по существу уникальными, т.к. стороны договорились о том, что биоресурсы Баренцева и Норвежских морей являются совместным запасом России и Норвегии.

Практическая работа по сохранению и формированию отношений в области рыболовства осуществляется в рамках Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству (СРНК).

На ежегодных сессиях СРНК устанавливаются ОДУ по треске, пикше, мойве, палтусу. Также определяется порядок проведения научных работ.

Решения, принимаемые СРНК, позволяют более рационально использовать и регулировать общие запасы России и Норвегии в Баренцевом море

Российско-гренландское сотрудничество в области рыболовства осуществляется на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации, с одной стороны, и Правительством Королевства Дании и местным Правительством Гренландии, с другой стороны, о взаимных отношениях в области рыболовства между Российской Федерацией и Гренландией от 7 марта 1992 года, в соответствии с которым Стороны предоставляют доступ рыболовным судам друг друга в свои исключительные экономические зоны.

Для достижения целей Соглашения предусмотрено ежегодное проведение двусторонних консультаций, в ходе которых обсуждается ход выполнения обязательств Сторон, предусмотренных Соглашением, и определяются квоты вылова в зонах друг друга.

Наряду с этим сотрудничество с Гренландией осуществляется в рамках международных рыбохозяйственных организаций (ИКЕС, НЕАФК, НАФО, НАСКО и т.д.).

В целом рыбохозяйственные отношения России и Гренландии можно рассматривать как успешные и отвечающие интересам обеих стран.

Правовой базой сотрудничества между Россией и Исландией в области рыбного хозяйства являются Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Исландии о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 3 апреля 2000 года, а также Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Исландии и Правительством Королевства Норвегии, касающееся некоторых аспектов сотрудничества в области рыболовства от 15 мая 1999 года.

С целью предотвращения неконтролируемого и научно-необоснованного промысла в международных водах (анклаве) центральной части Баренцева моря Соглашением от 15 мая 1999 г. были введены меры регулирования, предусматривающие возможность взаимного обмена квотами трески в экономических зонах трех государств.

Детали обмена квотами, в том числе порядок предоставления Исландии квоты на вылов северо-восточной арктической трески, как Россией, так и Норвегией в своих исключительных экономических зонах, определяются двусторонним Протоколом к указанному Соглашению.

Начиная с 2001 года в рамках двусторонней договоренности проведены одиннадцать сессий Смешанной Российско-Исландской комиссии по рыбному хозяйству, в ходе которых обсуждались вопросы сотрудничества в рамках международных рыбохозяйственных организаций, контроля за промыслом, порядку и условиям выдачи разрешений на промысел водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море, проведению совместных научных исследований.

Россия и Исландия являются членами следующих международных рыбохозяйственных организаций: Организация по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО), Организация по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК), Комиссия по сохранению североатлантического лосося (НАСКО), Международный совет по исследованию моря (ИКЕС), Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (МКК), принимают участие в пятисторонних консультациях по управлению запасом атланто-скандинавской весенне-нерестующей сельдью.

В заключении следует отметить, что на настоящий момент взаимоотношения России и Исландии в области рыболовства можно охарактеризовать как позитивные и имеющие хороший потенциал для дальнейшего развития и совершенствования.

В настоящее время сотрудничество между Российской Федерацией и Европейским союзом (далее – ЕС) в области рыбного хозяйства осуществляется как в рамках международных рыбохозяйственных организаций, так и на двусторонней основе.

При этом большое значение имеет совместная работа Сторон в рамках Организации по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК) и Организации по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО).

В частности, следует отметить, что по большинству обсуждаемых в этих организациях вопросов, касающихся регулирования промысла морских окуней, глубоководных видов рыб, скумбрии, сельди и путассу в Зоне регулирования НЕАФК; морских окуней черного палтуса и креветки в Зоне Регулирования НАФО, принципиальных разногласий в позициях Сторон не отмечается.

Также стоит отметить важность подписанного 24 апреля 2008 г. Меморандума о взаимопонимании между Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству и Генеральным директоратом по морским делам и вопросам рыболовства Европейской комиссии для установления принципов, целей и структуры диалога в области рыболовства.

Правовой базой сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским союзом в Балтийском регионе является Соглашение между Правительством Российской Федерации и ЕС о сотрудничестве в области рыболовства и сохранения живых морских ресурсов в Балтийском море от 28 апреля 2009 года, которое заменило собой Конвенцию о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах (Гданьская Конвенция).

Указанным Соглашением предусмотрено создание Смешанной Комиссии по рыболовству в Балтийском море, в функции которой входит:

  • установление мер по управлению промыслом трансграничных запасов в Балтийском море с учетом ассоциированных с ними и зависимых от них запасов;
  • изучение развития и динамики трансграничных запасов, а также ассоциированных с ними и зависимых от них запасов в Балтийском море и их промысла;
  • толкование применения и контроль исполнения Соглашения, в частности положений по контролю, обеспечению соблюдения мер и инспектированию;
  • обеспечение необходимых контактов по вопросам рыболовства, представляющим взаимный интерес.

Следует отметить, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и ЕС о сотрудничестве в области рыболовства и сохранения живых морских ресурсов в Балтийском море заменяет собой межправительственные соглашения между Российской Федерацией и Латвийской республикой, Королевством Швеция, Финляндской Республикой, Эстонской Республикой, Республикой Польша и Литовской Республикой в части, касающейся морского рыболовства.

В настоящее время российско-эстонское сотрудничество по рыбохозяйственным вопросам осуществляется на основе Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области сохранения и использования рыбных запасов в Чудском, Теплом и Псковском озерах от 4 мая 1994 года, в рамках которого была создана Российско-Эстонская Межправительственная комиссия по рыболовству в Чудском, Теплом и Псковском озерах.

Сессии Комиссии проводятся, как правило, не реже двух раз в год. В ходе сессий устанавливаются объемы ОДУ на совместные запасы водных биоресурсов и распределение на национальные квоты вылова, принимаются меры регулирования рыболовства на первое и второе полугодия, разрабатываются рекомендации в отношении регулирования орудий и способов лова, минимально допустимых размеров вылавливаемых рыб, процента прилова молоди этих рыб, установления запретных периодов и районов промысла. Также согласовываются направления научного сотрудничества, меры по воспроизводству рыбных запасов и контролю за промыслом.

Правовой основой сотрудничества России с Республикой Польша является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о взаимных отношениях и сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 5 июля 1995 года. В рамках Соглашения осуществляются мероприятия по воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства в Калининградском (Вислинском) заливе.

Для реализации Соглашения создана российско-польская Смешанная комиссия по рыбному хозяйству, проведение сессий которой предусмотрено не реже одного раза в два года на территории каждой из стран.

В ходе сессий Стороны обмениваются информацией о результатах российско-польского сотрудничества в области рыбного хозяйства, по вопросам воспроизводства водных биоресурсов, о результатах работы рыбодобывающих организаций России и Польши в Калининградском (Вислинском) заливе, а также согласовывают ОДУ леща и судака для российской и польской частей залива.

Правовой основой взаимоотношений России с Литовской Республикой является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 29 июня 1999 года.

В рамках указанного Соглашения создана Смешанная российско-литовская комиссия по рыбному хозяйству, на ежегодных сессиях которой рассматриваются вопросы сотрудничества и принимаются соответствующие рекомендации, а также согласовываются ОДУ леща, судака и корюшки Куршского залива.

В настоящее время правовой основой рыбохозяйственных взаимоотношений России и Украины являются два соглашения:

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 24 сентября 1992 года. Цель сотрудничества в рамках Соглашения – разработка и координация рыбохозяйственной политики и практической деятельности Сторон в целях исследования, оптимального использования и сохранения живых ресурсов Мирового океана, в том числе Чёрного и Азовского морей;

Соглашение между Комитетом Российской Федерации по рыболовству и Государственным Комитетом Украины по рыбному хозяйству и рыбной промышленности по вопросам рыболовства в Азовском море от 14 сентября 1993 года. Целью Соглашения является установление совместного пользования живыми ресурсами бассейна Азовского моря. Каждая Сторона соглашается разрешать юридическим и физическим лицам другой Стороны вести промысел в своей части Азовского моря. Право промысла предоставляется на взаимной и равноправной основе только судам под флагами Российской Федерации и Украины.

В целях содействия реализации данного Соглашения из представителей Сторон учреждена Российско-Украинская Комиссия по вопросам рыболовства в Азовском море, сессии которой проводятся поочерёдно на территории каждой из стран.

Основными задачами Комиссии являются:

  • координация деятельности Сторон по сохранению, воспроизводству и рациональному использованию водных биоресурсов, а также по сохранению среды их обитания;
  • мониторинг состояния запасов и ежегодное определение ОДУ промысловых видов водных биоресурсов, а также национальных квот вылова с учетом вклада каждой из Сторон в их воспроизводство, охрану и изучение;
  • согласование мер регулирования и контроля промысла в районе действия Соглашения;
  • рассмотрение и согласование научно-исследовательской деятельности Сторон в области рыбного хозяйства в Азовском море.

В настоящее время российско-белорусское сотрудничество по рыбохозяйственным вопросам осуществляется в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 13 марта 2002 года, на основе которого создана Российско-Белорусская смешанная Комиссия в области рыбного хозяйства.

В соответствии с Соглашением Стороны разрабатывают и координируют свою рыбохозяйственную деятельность по направлениям, представляющим взаимный интерес.

Согласно статье 5 Соглашения Российская сторона ежегодно рассматривает объемы выделения водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации для Республики Беларусь и выдает лицензии (разрешения) на их промысел для совместных российско-белорусских предприятий и организаций.

В настоящее время правовой основой российско-марокканских отношений в области морского рыболовства является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства от 3 июня 2010 года, устанавливающее принципы двустороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Марокко в области сохранения и использования морских живых ресурсов исключительной экономической зоны Королевства Марокко и предусматривающее возможность осуществления промысла мелких пелагических видов рыб (скумбрия, ставрида, сардинелла, сардина, сабля) рыболовными судами под российским флагом на лицензионной основе в атлантической части ИЭЗ Марокко.

Данным соглашением предусмотрено создание Российско-Марокканской Смешанной комиссии по рыболовству, в задачи которой входит:

  • осуществление контроля за выполнением Соглашения, а также разрешение возможных спорных вопросов;
  • утверждение программ и планов действий в соответствии со статьями 2 и 5 Соглашения;
  • определение мероприятий по оказанию поддержки в целях углубления научных исследований и повышения эффективности управления рыбными ресурсами, а также оценка такой поддержки;
  • изменение промысловых возможностей, предоставляемых Марокканской Стороной Российской Стороне в течение периода действия Соглашения;
  • определение условий сотрудничества в области борьбы с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым промыслом, а также сотрудничества в том, что касается соблюдения положений законодательства Королевства Марокко и Соглашения;
  • ежегодное установление;
  • разрешенной квоты для вылова мелких пелагических видов рыб;
  • состава уловов по группам видов рыб;
  • количества российских рыболовных судов, допускаемых к промыслу;
  • выделяемой для совместных проектов квоты для вылова мелких пелагических рыб и их видового состава;
  • учетных цен на готовую продукцию, применяемых для расчета размера финансовой компенсации.

Правовой основой рыбохозяйственных отношений двух стран является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Мавритании о сотрудничестве в области морского рыболовства и рыбного хозяйства от 12 мая 2003 года. Соглашение заключено сроком на три года с автоматическим продлением на последующие трёхлетние периоды при взаимном согласии Сторон.

Соглашение предусматривает возможность осуществления промысла пелагических рыб российскими рыболовными судами в исключительной экономической зоне Мавритании, проведения научных исследований и оценки состояния живых морских ресурсов в зоне Мавритании, подготовки кадров для мавританской рыбной отрасли и повышения их квалификации, а также осуществления других форм партнёрства, которые содействуют развитию и расширению на взаимовыгодной основе сотрудничества между предприятиями и фирмами обеих стран.

Реализация сотрудничества осуществляется созданной в рамках Соглашения Российско-Мавританской смешанной комиссией по рыболовству, сессии которой проводятся один раз в год.

Встречи представителей рыбной отрасли России и Кубы в последние годы подтвердили заинтересованность в развитии и совершенствовании взаимодействия Сторон по вопросам сохранения и рационального использования живых морских ресурсов и управления ими, в развитии сотрудничества на взаимовыгодных условиях.

В этих целях было разработано и 28 октября 2009 г. в г. Гаване, Республика Куба, подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о сотрудничестве в области рыбного хозяйства.

Положения Соглашения предусматривают сотрудничество двух стран по различным направлениям, наиболее значимыми из которых являются:

  • сохранение, управление и рациональное использование живых морских ресурсов;
  • предотвращение, сдерживание и ликвидация незаконного, несообщаемого и неконтролируемого промысла живых морских ресурсов;
  • обмен информацией и документацией, относящихся к рыбной отрасли и представляющих взаимный интерес для сторон;
  • проведение рыбохозяйственных исследований, разработка и выполнение научно-технических программ;
  • развитие аквакультуры;
  • повышение квалификации кадров, работающих в рыбной промышленности, командирование специалистов с целью обмена опытом;
  • развитие технологии вылова (добычи) и переработки рыбных ресурсов и других живых морских ресурсов, включая повышение качества и безопасности рыбной продукции;
  • развитие видов производственной деятельности, вспомогательных рыболовству, таких как судостроение и судоремонт, строительство холодильных и морозильных установок, а также установок по переработке рыбной продукции.

По взаимной договоренности Сторон, результаты выполнения Соглашения будут рассматриваться на заседаниях Межправительственной Российско-Кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Для Российской стороны Соглашение дает возможность использования российскими судами кубинских портов в целях ремонта, технического обслуживания, снабжения, пополнения продовольствия, замены и отдыха экипажей, а также в других целях, связанных с рыболовством и научно-исследовательской деятельностью.

Правовой базой российско-венесуэльского сотрудничества в рыбохозяйственной сфере является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в области рыбного хозяйства, подписанное 15 августа 2009 года в г. Санкт-Петербурге в рамках Межправительственной Российско-Венесуэльской комиссии высокого уровня.

Соглашением предусмотрено развитие двустороннего сотрудничества по следующим направлениям:

  • содействие сотрудничеству между двумя странами в области мониторинга, контроля и наблюдения, как в водах, находящихся под их юрисдикцией, так и в открытом море, с целью противодействия незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу водных биологических ресурсов;
  • обмен по взаимной договоренности информацией и документацией по вопросам рыбного хозяйства, представляющим взаимный интерес;
  • проведение рыбохозяйственных исследований, разработка и реализация научно-технических программ;
  • устойчивое развитие аквакультуры;
  • содействие обмену технологиями и знаниями в области рыбного хозяйства и аквакультуры путем организации встреч между специалистами Сторон, а также посредством программ повышения квалификации, стажировок, специализированных практикумов для управленческого персонала, рыбаков и рыбоводов;
  • развитие технологии добычи (вылова) и переработки рыбы и других объектов промысла, включая совершенствование качества и безопасность продукции;
  • развитие сопутствующих рыболовству видов производственной деятельности, в частности, судостроения, судоремонта, строительства морозильных, холодильных и перерабатывающих мощностей;
  • предоставление Сторонами возможности использования своих портов в целях захода рыболовных и научно-исследовательских судов Сторон для их ремонта, технического обслуживания, снабжения, пополнения продовольствия, замены и отдыха экипажей.

Также статьей 6 Соглашения предусмотрена возможность открытия представительств в каждой из стран.

В целях организации сотрудничества по направлениям, предусмотренным положениями Соглашения, в рамках седьмого заседания Межправительственной Российско-Венесуэльской комиссии высокого уровня (31 марта 2010 г., г. Каракас, Боливарианская Республика Венесуэла) подписан Меморандум о взаимопонимании между Федеральным агентством по рыболовству и Социалистическим институтом рыболовства и аквакультуры Боливарианской Республики Венесуэла, предусматривающий:

  • строительство за счет Венесуэльской стороны научно-исследовательских судов в Российской Федерации;
  • проведение научно-исследовательских работ в зоне Венесуэлы;
  • предоставление Венесуэльской стороной обеспечения топливом российских рыбопромысловых судов в Республике Венесуэла.

Также Стороны заявили о намерении создать Российско-Венесуэльско-Кубинское совместное предприятие по промыслу с участием 6-ти российских судов.